Максим Дунаевский: «В конце жизненного пути я встретил женщину, которую мне надо было бы встретить лет 20-30 назад»

15 января исполняется 80 лет знаменитому композитору, народному артисту России, автор шлягеров к кинофильмам «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Ах, Водевиль, водевиль», мультфильму «Летучий корабль» и многим другим.
Композитор Максим Дунаевский с супругой Аллой
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН. Перейти в Фотобанк КП


Я совсем не удивилась, узнав, что Максим Дунаевский улетел на Мальдивы. Он по-прежнему очень активен, играет в большой теннис, пишет музыку. И вполне мог бы стать лицом программы «Московское долголетие». Ему точно есть что об этом рассказать. Ну а начался наш разговор: я – из Москвы, Дунаевский – с Мальдив (он свободно владеет разными мессенджерами) с традиционного вопроса:


- Максим Исаакович, как и с кем планируете отметить круглую дату?

- Уже не первый раз в мой день рождения мы с женой Аллой улетаем на Мальдивы. Здесь и отметим в кругу близких друзей - Дмитрия Харатьяна и Александра Маршала, которые тут отдыхают со своими семьями. Когда вернусь в Москву, конечно, не избежать больших торжеств.

4 февраля в Московском театре оперетты состоится юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет». В этом году - 125-летие со дня рождения моего отца Исаака Дунаевского (30 января) и моё 80-летие. У отца - настоящий юбилей, а у меня - круглая дата. На этом большом концерте в Театре оперетты прозвучат песни на музыку отца и мои самые знаменитые мелодии из фильмов и спектаклей.

На весну запланирован творческий вечер в Концертном зале Чайковского. В мае пройдет эстрадный концерт в Кремлевском дворце. В июле - фестиваль под открытым небом. Осенью состоится концерт в Доме музыке с участием Московской областной филармонии, которой я руковожу. Помимо этого, будут идти концерты и представления, посвященные юбилею отца и моему, на других площадках. Наши две даты, думаю, широко будут отмечать. Признаюсь, это не столько моя заслуга, сколько инициатива моих друзей, артистов, продюсеров, солистов, которые все это организуют и делают. Что очень приятно, я им благодарен.

- В прошлый раз вы мне говорили, что возможности побездельничать у вас нет: «пишу театральную музыку, даю огромное количество концертов, руковожу Московской областной филармонией»... Что-то изменилось, или по-прежнему работаете нон-стоп? Что интересного на творческом фронте?

- Я по-прежнему пишу для музыкальных театров. В следующем году должны выйти три мои премьеры в театрах Санкт-Петербурга. Руковожу Московской областной филармонией, даю концерты… В этом смысле ничего не изменилось. А новое - это моя преподавательская работа в Московской Консерватории им.Чайковского. Очень приятно, что я могу передать эстафету молодым музыкантам.

- Многие ваши песни стали шлягерами. Композитор может предугадать успех, точно зная, что создает хит? Или всё-таки это решает публика?

- Предугадать успех песни невозможно. Конечно, есть интуиция, чутье, которое подсказывает, что эту песню будут слушать, петь, и, возможно, она станет хитом. Но для того, чтобы песня ушла в народ, недостаточно твоего ощущения, предчувствия. Есть много всего другого: правильное исполнение, аранжировка, песня должна попасть в ротацию на радио, телевидении… Сегодня это очень сложно. Но понятие хит не ограничивается только песнями, которые знают и поют все. Мой мюзикл «Алые паруса» идёт в 50 театрах страны. Разве это не хит? Да, это не эстрадная песня, которую поют на свадьбах и в ресторанах. Но это театральный хит. Сейчас на эстраде нет песен, которые выстрелили и остались на несколько лет в ротации. Есть однодневные песенки, я бы сказал - хиточки, которые ярко прозвучали и быстро забылись. Так же с исполнителями… Они появляются и тут же исчезают – смена декораций происходит очень быстро. Гораздо достойней, когда на протяжении многих лет в театре идёт музыкальный спектакль, который нравится зрителям, как «Мэри Поппинс», которая идет во многих театрах уже 20 лет, как те же «Алые паруса», «Летучий корабль»… Это и есть хиты, так я считаю.

- Кто для вас является примером или ориентиром в профессии? Скажем, композитор Александр Зацепин, который в свои 98 лет пишет музыку, ведет активный образ жизни…

- Для меня примером является мой друг и соавтор поэт, автор стихов к песням и мюзиклам Юрий Евгеньевич Ряшенцев, которому 93 года и который ещё очень бодр, много работает, в великолепной творческой и физической форме. Совсем недавно он играл в большой теннис. А сегодня не выходит на корт только потому, что, как он говорит, немного побаливает плечо. Кстати, я тоже играю в теннис в свои 80 лет. И даже очень много играю. Есть ещё один положительный пример творческого долголетия – Юрий Сергеевич Энтин, с которым мы сейчас работает над новой пьесой «Несносная принцесса», которая выйдет в театре «Карамболь» в Санкт-Петербурге. Юрию Энтину в этом году исполнится 90, он хорошо выглядит, замечательно работает. А главное имеет творческий дух и жизненную энергию. Александр Зацепин, конечно, тоже прекрасный пример.

- По-моему, среди творческих людей много долгожителей. Как думаете почему?

- Не думаю, что их больше, чем в других сферах. Просто мы их лучше знаем, их имена на слуху. Главное не количество прожитых лет, а способность до конца своих дней сохранять творческую энергию. Это самое важное. Что же касается долгожительства, у меня есть своя теория. У каждого человека есть определенный запас энергии. Когда он заканчивается, человек начинает увядать и умирает. Поэтому пока есть жизненная энергия, пока работает голова, пока сочиняется, пока думается, человек живет…

- Что вы делаете для того, чтобы так хорошо выглядеть. Чтобы было желание и силы играть в большой теннис?

- Ничего не делаю. То, что я продолжаю играть в теннис, это только потому, что пока могу играть, моя физическая форма позволяет бегать по корту. До недавнего времени участвовал в любительских турнирах. Тут всё-таки связь обратная: ты играешь, пока ты можешь заниматься спортом, пока хватает сил. А не наоборот: ты занимаешься спортом и таким образом продлеваешь свою жизнь. Вот это точно ерунда. Хотя спортом, конечно, лучше заниматься. Что касается остального, я живу как и большинство людей: люблю вкусно поесть, и выпить люблю, и посидеть с друзьями, и ночью не спать… Как правило, ночью я работаю. Кстати, ем очень поздно. Словом, делаю то, что не рекомендуют врачи.

- Журналисты часто пишут о вас, как о сердцееде: 7 браков за плечами, сейчас - восьмой – не шутка. При этом вы умудряетесь сохранить хорошие отношения с бывшими женами. А что вы думаете о себе в этом плане? Или множество браков - это поиск женского идеала? И кто с вами рядом сейчас?

- Не считаю себя сердцеедом. Просто так сложилась жизнь… Да, я люблю женщин. Не скрываю этого. Скажите, а кто из нормальных мужчин не любит женщин? Для того и созданы мужчины и женщины, чтобы любить друг друга и продолжать род человеческий. У меня было много попыток обрести семейное счастье. Они привели к рождению замечательных детей. И я действительно поддерживаю прекрасные отношения с бывшими женами. Наши отношения не были ошибкой, пускай они не привели к многолетнему счастью. Хотя мой предыдущий брак (с Мариной Рождественской – Ред.) продолжался почти 20 лет. В нашей жизни было и счастье, и любовь… Но человеку нужна ещё и гармония. Не то, чтобы я её искал, просто так получилось, что в конце жизненного пути я встретил женщину, которую мне надо было бы встретить лет 20-30 назад. А может быть, правильно, что мы встретились именно сейчас, чтобы мы полюбили друг друга, берегли и замечательно друг к другу относились. Моя жена (поженились три года назад в ноября 2021 года – Ред.) – Алла Евгеньевна Дунаевская музыковед, кандидат наук. Сейчас она пишет докторскую диссертацию. Есть крылатое выражение, Боливар не выдержит двоих. Но Алла не композитор. Она хоть и музыкант, но занимается другими вещами, не тем, чем я. И очень мне помогает. Вообще помогать друг другу - это классно в супружеской жизни. Быть не только женой, сексуальной, приятной, красивой, но ещё быть другом и партнером. Наверное, это самое главное. В молодости этого не понимаешь. Это приходит с годами. С мудростью, для этого надо созреть…



Досье «КП»

Максим Дунаевский родился 15 января 1945 года. Он внебрачный сын прославленного композитора Исаака Дунаевского и балерины Ансамбля песни и пляски им. Александрова Зои Пашковой. Фамилию отца Максим получил в 16 лет при получении паспорта. До этого он носил фамилию матери - Пашков, хотя Исаак Дунаевский присутствовал в его жизни, занимался его воспитанием. Великий композитор не скрывал наличия у него двух семей, одинаково заботился о двух жёнах и сыновьях. Когда Максиму было 10 лет, умер его отец. Встал вопрос о наследстве. И тогда благодаря ходатайству Союза композиторов и других советских инстанций, Максим был официально признан законным наследником, наравне со старшим сыном Дунаевского – Евгением, который был художником.

В 1970 году Максим Дунаевский окончил композиторское отделение Московской консерватории им.Чайковского. Наряду с симфоническими, камерными и вокальными произведениями он стал писать музыку для театра, кино и эстрады, чем и прославился.

Максим Дунаевский много раз был женат. Первая супруга - Наталья Леонова, дочь секретаря ЦК КПСС. Брак был недолгим, расстались по инициативе Дунаевского. Вторая жена - актриса Регина Темирбулатова. Третья - балерина Елена Дунаевская. Четвертая - актриса Наталья Андрейченко, которая родила ему сына Дмитрия (он живет в Швейцарии). Пятой женой была актриса Ольга Данилова, шестой - певица Ольга Шеронова. Седьмая жена — Марина Рождественская. Брак с ней продлился почти двадцать лет, родилась дочка Полина. Ещё у Максима Дунаевского есть дочь Алина от переводчицы Нины Спады. Алина живет во Франции. Сейчас любвеобильный Дунаевский женат в 8-й раз. Его супруга - музыковед, кандидат наук Алла Дунаевская.

Автор
Анастасия ПЛЕШАКОВА, специальный корреспондент
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе