Манифестация свободы

Яркой феерией в осеннем сумрачном Петербурге стала премьера мюзикла «Винил» Сусанны Цирюк в театре «Мюзик-холл». 

Она невольно отсылает нас к эпохе беспечной юности наших дедушек и бабушек, когда воспрянувшая после второй мировой войны страна начала постепенно открываться новым веяниям зарубежной культуры. Поворотным моментом становится VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957 года: в Москву съезжаются носители западной культуры и ценностей, на которых столичные обыватели смотрят почти как на инопланетян.


В атмосферу того времени помогают погрузиться музыка и танцы 50-х, среди которых джаз, рок-н-ролл, буги-вуги, степ, твист и чарльстон, причудливо сплетающиеся мотивы советской эстрады и экзотического звучания джаз-бенда. Впечатляют также масштабные декорации к спектаклю: на заднике сцены мы видим радиолу «Звезда» 1953 года выпуска — предмет мечты каждой советской семьи. Сама декорация двухуровневая, что делает мизансцены более одухотворёнными: действие разворачивается как бы в объёме то Бульварного кольца, то моста через Москву-реку, подсвеченного луной, то под ниспадающими потоками летнего ливня, усиливающего драматизм ситуаций, переживаемых героинями в минуты скорби и отчаяния.


Начинается мюзикл с прослушивания молодёжных коллективов, заявивших о желании участвовать в выступлении на фестивале. Впервые о себе заявляет коллектив ВИА «Винил» — команда из ребят, относящих себя к неформальному движению стиляг. На фоне москвичей, от мала до велика облачённый в серые костюмы и платья с элементами красного цвета, ребята выглядят ярко и необычно: лимонный, фиолетовый, красный и бирюзовый, летящие юбки и платья, брюки и пиджаки в клетку и полоску, штиблеты на «манной каше» – своим внешним видом они эпатируют горожан, а эксцентричный поведением сводят с ума партийных кураторов и комсоргов. Неудивительно, что группу снимают с выступления, заменив их номер маршем пионеров, и даже приставляют к неблагонадёжным музыкантам тайного агента на время проведения фестиваля.


Но молодости не прикажешь: юноши и девушки из разных стран знакомятся, влюбляются, гуляют по вечерней Москве и целуются. Звучат прекрасные лиричные композиции в исполнении Жоржи – лидера стиляг (Романа Дряблова) и Марии Елизаровой в роли английской переводчицы Виолы, медсестры Ясленики (Евдокия Малевская), и «автора джаза на костях» Бунчи – Артёма Яковлева. В подпольном клубе ребята играют и веселятся, зажигательно танцуют… Но радость длится недолго – неблагонадёжные элементы ждёт облава, и они попадают за решётку.


Впечатляет сцена допроса Жоржи у Майора-дознавателя (Сергей Ленков). Стиляг обвиняют в подрывной деятельности и крамольных текстах их песен, заставляют сознаться в заранее сфабрикованном деле, чтоб подавить идеологически невыдержанную молодёжь, подпавшую под влияния с Запада… Доходит до того, что Полковник КГБ (Александр Чернышёв), которому поручено бороться с провокаторами и отщепенцами, отрекается от собственного сына Георгия, возглавившего течение стиляг.


Но тут происходит неожиданное: комсомолка Капитолина, которую играет Ангелина Феофанова, в сговоре с переводчицей Виолой собирают срочную пресс-конференцию с журналистами западных изданий. Разгорается скандал: как же так, в Советском Союзе гонение на джаз, его исполнители арестованы прямо во время фестиваля. Их альбом, записанный «на костях», оказался под запретом… И случается чудо: официоз идёт на попятную, стиляг освобождают и даже включают их выступление в концертную программу фестиваля.

Финал мюзикла становится торжеством свободы самовыражения и стиля в музыке и одежде. Под зажигательные джазовые и рок-н-ролльные композиции стиляги и гости столицы танцуют твист и буги-вуги. И всё больше молодёжи присоединяется к ним… Официоз понимает, что культурный переворот в стране уже неизбежен.

Автор
Марина Чистякова специально для Musecube
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе