Миф «Пугачева»

Аллу Пугачеву, которой 15 апреля исполняется 60 лет, можно смело назвать главным ньюсмейкером российской эстрады. На протяжении почти сорока лет страна следит за ее здоровьем, покупками, романами. Пугачева и все, что связано с ней, давно превратилось в бренд и своего рода живой миф.

Первое выступление Пугачевой прошло в Колонном зале Дома союзов, когда ей было всего пять лет. 

  Первая песня юной Аллы Пугачевой, принесшая ей славу, — детский хит с незатейливым названием «Робот», написанный Левоном Мерабовым и Михаилом Таничем, — была записана для программы «С добрым утром». В конце 60-х она отправляется в свой первый гастрольный тур — поднимать дух нефтяников Заполярья и Тюмени. «На сцену вышла ваша соседка-подружка в немного странноватом наряде и вдруг запела, причем вы никогда не подозревали, что у нее есть какие-то артистические данные, — рассказывает о секрете популярности певицы Алексей Беляков, автор биографии Пугачевой в серии «ЖЗЛ. Биография продолжается», вышедшей к юбилею. — Для вас это было ударом шаровой молнии. Она производит именно такое впечатление и создает образ немного нелепой, немного смешной, взбалмошной, в чем-то глуповатой, в чем-то безумно трогательной женщины. Это все, помноженное на великолепный голос, дало удивительный многолетний эффект». 


  Пришла и говорю

  С 1975 года за Пугачевой потянулся шлейф разнообразных слухов и сплетен. Ее недолговечные романы обсуждались на каждой кухне, обрастая невероятными подробностями, переходившими из уст в уста. Она стала родной и близкой для страны, уставшей от песен о комсомоле и ударных стройках. Пугачева редко давала интервью и не опровергала сплетен. Приходилось народу додумывать за нее и самому рисовать штрихи к портрету, благо, вымышленный портрет мог быть каким угодно, главное, чтобы не скучным. «Без мифов о себе она давно не может жить, — продолжает Беляков. — С одной стороны, многое ее бесит и раздражает. С другой стороны, какие-то из них она создает сама. Это своеобразная игра. Она стала частью той пьесы, которая писалась без нее». 

  Одним из первых создателей Большого мифа о Пугачевой был руководитель ВИА «Веселые ребята» и второй муж певицы Павел Слободкин. «Для меня было забавно придумывать образ, который миллионы людей станут принимать за реальный, — признавался Слободкин. — Итак, я предложил пять принципов. Во-первых, все песни должны исполняться от первого лица. У зрителей должно сложиться впечатление, что перед ними на сцене обнажаются какие-то тайны личной жизни. Во-вторых, надо создать образ одинокой ранимой женщины с ребенком на руках. Пусть сочувствуют все. В-третьих, каждая песня должна быть маленьким спектаклем. Если по песне ты должна плакать — плачь! В-четвертых, ни в коем случае нельзя петь на иностранном языке. Это оттолкнет большую часть слушателей. И последнее — необходимо влиять на общественное мнение». 

  Ее мужчины

  Самый абсурдный миф в 70-х годах рассказывал о том, что Пугачева будто бы прикончила одного из своих мужей утюгом, за что получила внушительный срок. Может, и летели в мужей Пугачевой сковородки и утюги — но такой печальный исход вряд ли был возможен. 

  В канун нового, 1981 года в «Голубом огоньке» Пугачева исполнила песню «Маэстро». За роялем страна увидела серьезного, сосредоточенного на игре и, кажется, почти не обращавшего внимания на певицу Раймонда Паулса. До этого исторического момента латвийский композитор не был на слуху у советской публики. Песня была адресована Константину Орбеляну, руководителю оркестра Армянской ССР. «В случае с Паулсом вначале это было невольно срежиссировано, когда они вместе появлялись на сцене, — полагает Беляков. — Он за роялем, она рядом поет и нежно на него смотрит. Идиллическая картина. Когда слухи об их романе стали набирать обороты, Пугачева опровергать их не стала и начинала подыгрывать». В роман Пугачевой и Паулса поверила даже супруга композитора. 

  Если спросить любого, какие еще яркие романы Пугачевой можно припомнить, незамедлительно последует ответ — с вокалистом группы «Динамик» Владимиром Кузьминым и бывшим боксером из Саратовской области Сергеем Челобановым. От первого романа в истории остались два ярких альбома Кузьмина, спродюсированных Примадонной, и пудель Кузька, подаренный Кузьминым и названный в честь возлюбленного. От второго — трехлетний контракт, два альбома и несколько клипов. Но сама Пугачева не так давно призналась, что это все неправда и ничего, кроме деловых отношений, ее не связывало ни с Кузьминым, ни с Челобановым. 

  Начало 90-х — один из самых счастливых периодов в биографии певицы. Кажется, она встретила настоящую любовь. Венчание с Филиппом Киркоровым по телевизору видела вся страна. Но и тут народная молва перевернула все с ног на голову. Якобы за несколько лет до свадьбы Киркоров заплатил Пугачевой большую сумму денег за то, чтобы она вышла за него замуж и помогла ему раскрутиться. После развода про них еще не раз напишут таблоиды: «Пугачева вернулась к Киркорову», «Киркоров прервал гастрольный тур и заехал к Пугачевой». Если верить прессе, они сходились и расходились не менее семи раз и не вполне остыли друг к другу до сих пор.

  Народная и газетная молва сводит, но никак не сведет Пугачеву и главного российского юмориста Максима Галкина. Замечены вместе, разругались, тайно обвенчались, их свадьба станет главным светским событием года, платье на пятую свадьбу Примадонны шьет давний друг Валентин Юдашкин... 

  «Я не читаю желтую прессу, — призналась в одном из интервью Пугачева. — Если это не касается моей семьи, здоровья близких, дочери, я могу все это пережить. Понимаю, без такой «желтухи» каким-то изданиям не выжить. Я философски к этому отношусь, хотя приятного в этом мало. Не для меня лично. Представьте, я столько лет работала, у меня было немало тяжелых лет, чтобы добиться признания, потом удержаться на пьедестале, завоевать эту любовь. И писать неправду и разочаровать моих зрителей — мне кажется, это преступление против профессии и против моего достоинства. Хотя, видимо, за то время, пока я пела, я воспитала замечательную плеяду зрителей, которые, пока сама не скажу, не поверят. Поэтому пишите что хотите».

  Ее враги

  София Ротару и Алла Пугачева — два злейших врага, которые никак не поделят пальму первенства на российской эстраде. Биографы утверждают, что это миф, а вот с Машей Распутиной отношения у Пугачевой действительно не сложились. На съемках «Песни года-98» произошел крупный скандал: в финальном выходе на сцену Распутина недвусмысленно строила глазки Киркорову, что Алле Борисовне, конечно, не понравилось. Киркорову, кстати, тоже.

  Под занавес

  Самый свежий слух, появившийся в канун 60-летия певицы, снова касается сердечных дел Примадонны. «У Примадонны был роман с Владимиром Высоцким», — написала «Комсомольская правда». 

  1966 год. Никому не известной Алле Пугачевой всего 17 лет. А 28-летний Высоцкий был уже признанной звездой. Пугачева и Высоцкий познакомились в ресторане Театра на Таганке, где собиралась вся московская элита. Алла пришла туда с космонавтом Германом Соловьевым, за которого собиралась замуж. Но карты спутал Высоцкий. Соловьев услышал отказ, а Пугачеву стали все чаще видеть в компании великого актера, Высоцкий доставал ей контрамарки и выбивал роль в массовке. Но в то время Высоцкий был женат на актрисе Людмиле Абрамовой и встречался с другой актрисой, Татьяной Иваненко. «С Высоцким она была знакома с конца 60-х, он был известный актер к этому времени, а она — молодая девчонка, начинавшая петь, — говорит Беляков. — В то время она тусила с актерами Театра на Таганке, в том числе Борисом Хмельницким. Но это было легкое приятельствование».

  В марте Пугачева объявила, что уходит со сцены. «Скажу одно: я не буду целовать сцену на прощание, — сообщила Примадонна. — После юбилейных выступлений концертную деятельность я прекращаю. Хотя все это и не вовремя. На дворе кризис, и надо зарабатывать деньги. Но я не буду делать их на том, что мне не нравится. Не буду и сидеть сложа руки. Буду заниматься радио, театром и кино». Еще она обещала написать автобиографию. Может, в ней она развеет некоторые мифы о себе. Но, скорее, пополнит их список, и без того внушительный.

  Послесловие

  Мы что хотим сказать-то, собственно? Однажды Пугачева спела — с излишней, может быть, самоуверенностью: «Страна, я у тебя всего одна. Все остальное в тени, ну, извини». В одном она права: личностей, привлекавших столь упорное внимание, в самом деле немного. И анекдот, согласно которому Брежнев будет когда-то назван второстепенным политическим деятелем эпохи Аллы Пугачевой, становится явью на наших глазах. Русская жизнь второй половины XX века прошла под знаком Аллы Борисовны — можно спорить о том, хорошо это или плохо, но оспорить этот факт не получится. Лимонов сказал как-то о великой роли России в мире — о ней судачат на кухнях, как о консьержке, чьими похождениями все возмущаются, но втайне завидуют. Сегодня Россия эту роль утратила — консьержка вышла замуж за силовика и впала в летаргию. Теперь и Пугачева сходит со сцены. О чем говорить будем, граждане? Неужели наконец придется жить самим?!

  Наталья Соколова

Профиль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе