Музыка атаки. 75 лет назад композитор Матвей Блантер написал «Футбольный марш»

Сначала - фрагмент детских впечатлений, затаившихся в памяти.


Как обученный пес, я – шестилетний или семилетний, бегу на звуки бодрой мелодии, доносящейся из коробки радио. Она разливается по комнате, выплескивается во двор, на улицу…

Из радиоприемника доносится свист, приглушенные возгласы. Через минуту-другую характерный, с хрипотцой голос Вадима Синявского возвещает: «Внимание, говорит Москва. Наш микрофон установлен на Центральном стадионе «Динамо». Сегодня здесь в матче чемпионате СССР встречаются московские «Спартак» и «Динамо»…»

Синявский делает артистическую паузу и сообщает: «После первого тайма счет 2:0 в пользу…»

Настроение одних слушателей взлетает, других – резко падает.

«Футбольный марш» сочинил известный композитор Матвей Блантер. За свою жизнь он написал две тысячи песен. Среди них тонкие, лиричные - «Катюша», «Песня военных корреспондентов», «Летят перелетные птицы», «В лесу прифронтовом». «Враги сожгли родную хату». В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения этого композитора.

Блантер был другом Синявского – оба в молодости играли в одном оркестре. Именно комментатор посоветовал композитору написать футбольную мелодию.

Матчей Исаакович, между прочим, сам болельщик – его сердце было отдано ЦДКА (прежнее название ЦСКА) - «поймал» интересную мелодию не во время мучительных раздумий за роялем, а в… метро, на эскалаторе. Дома он несколько раз ее проиграл и отправился спать с чувством хорошо выполненного долга.

Но наутро Блантер с ужасом понял, что за ночь забыл музыку. Хорошо, что его сын Володя, зная рассеянность отца, на всякий случай записал ноты…

Перед тем, как обнародовать свое творение, Блантер показал ее другому своему другу – Дмитрию Шостаковичу. Тот послушал и дал «добро». Кстати, Дмитрий Дмитриевич тоже очень любил футбол. Нет, он его обожал!

Перед началом игры Шостакович, находясь на стадионе среди собратьев-болельщиков, заслышав знакомые позывные, с гордостью говорил: «Слышите? Это наш Мотя написал!»…

Блантер, прежде чем сесть за партитуру, с секундомером в руках высчитал, за какое время футболисты добегают от трибун до центра поля. Выходило около минуты — так и рассчитал свой марш композитор.

Эта музыка — пожалуй, единственная, рожденная «в года глухие», которая ничуть не состарившись, дожила до наших дней. «Футбольный марш» и сегодня живой и актуальный, я бы сказал, свежий. Он волнует сердце и будоражит кровь. И вряд ли кто-нибудь напишет прелюдию к футбольному матчу лучше.

После войны Блантера часто можно было видеть на стадионе в компании Шостаковича. Иногда к ним присоединялся еще один композитор – Юрий Левитин.

Ну а Дмитрий Дмитриевич болел сначала за ленинградское «Динамо», потом «склонился» в сторону «Сталинца», позже переименованного в «Зенит». Между прочим, Шостакович не просто болел, но и вел статистику. Сохранилось более пятидесяти (!) его писем с подробными записями матчей, составами команд, авторами голов, таблицами.

Биограф Шостаковича Софья Хентова в своей книге о композиторе вспоминает забавный случай:

«Ознакомившись с очередной статьей Константина Есенина, поднявшего футбольную статистику на высоту поэзии, изложил ему письмом свои фактические поправки. Почерк, по обыкновению, был малоразборчив, подпись неясна, и Есенин раздраженно позвонил по указанному в письме телефону:

— Есть у вас старичок, интересующийся футболом?

— Есть, — ответил женский голос, — сейчас позову.

Есенин вступил в запальчивую полемику с дотошным «старичком». В конце разговора спросил:

— Как ваша фамилия?

И, услышав робкое «Шостакович» обомлел».

В тридцатые-сороковые годы в газетных отчетах, как правило, очень лаконичных, указывался лишь счет игры и кое-какие детали. «Коллективизация» из других сфер жизни проникла и в спорт, а потому не было принято выделять игроков и указывать авторов голов. Вот почему письма композитора могли бы существенно дополнить картину довоенного футбола.

Шостакович был знаком с футболистами, приглашал их домой. Выступал в печати — в «Вечерней Москве», «Красном спорте» писал о футболе. Более того, Дмитрий Дмитриевич даже окончил школу судей!

Еще в молодости Шостакович соединил игру и музыку, создав балет о футболе — «Золотой век», который сначала назывался «Динамиада». В нем встречаются команды из капиталистической страны и СССР. Враждебный мир представлен канканами и фокстротами, а наши спортсмены — оптимистическими маршами и бравурными мелодиями. Шостаковичу хотелось продолжить тему: написать футбольный марш — светлый и радостный. Но Блантер его опередил…

До войны и после нее футбол был в большом почете у интеллигенции. На трибунах московского стадиона «Динамо» можно было увидеть драматурга Алексея Арбузова, писателя Юрию Олешу, музыканта Давида Ойстраха, артистов Алексея Грибова, Михаила Жарова, Игоря Ильинского, писателя Константина Симонова с женой — блистательной Валентиной Серовой. Выделялась в пестрой толпе и другая звездная пара: актриса Любовь Орлова и режиссер Григорий Александров.

Люди творческие и мыслящие стремились на футбол не только в надежде увидеть яркое зрелище. «Стадион — единственное место в стране, где можно громко говорить правду о том, что видишь». Эти слова принадлежат Шостаковичу, но наверняка так думали многие.

Один из музыкантов рассказывал, что однажды позвонил Шостаковичу. Трубку взяла его супруга Ирина Антоновна и, понизив голос, попросила: «Перезвоните, пожалуйста, через двадцать минут; сейчас «Зенит» играет со «Спартаком»...

Что творилось в Москве во время больших матчей! Столпотворение и умопомрачение. От Белорусского вокзала двигались несметные толпы, медленно ползли троллейбусы и автобусы, облепленные людьми…

Забитый мяч ликующие болельщики встречали запуском голубей. Птицы, сделав несколько кругов над полем, опускались на перекладины ворот, но форварды не давали им сидеть спокойно.

Была еще одна традиция — перед началом матча зрители вручали своим кумирам цветы. По ярким снопам за воротами можно было судить, какая из команд-соперниц более «звездная».

За пять минут до конца игры ударял гонг, заставляя футболистов сделать последнее, решающее усилие…

«Футбольный марш» - не единственная спортивная мелодия Блантера. В 1951 году вышел фильм «Спортивная честь», в котором снялись уже известный в то время Николай Крючков, молодые Олег Стриженов, Евгений Леонов, Нина Гребешкова. Там звучит зажигательная мелодия «Под нашими спортивными знаменами». В отличие от бессловесного «Футбольного марша», там есть — говорю без всякой иронии — жизнеутверждающие строки поэта Михаила Вольпина: «Выше знамя советского спорта! / Шире шаг от рекорда к рекорду! / Слава сильным, отважным и гордым / Патриотам трудовой страны!».

Через год Блантер в содружестве с Яковом Хелемским написал свою последнюю спортивную песню «Во славу жизни». Там есть такие слова: «Во всех забегах, во всех заплывах / Мы неустанно умножаем славу Родины своей! / С открытым сердцем страна счастливых / Встречает радостно соперников-друзей!»

Кстати, в сороковые-пятидесятые годы звучало немало чудесных – имею виду лишь творческую сторону - спортивных мелодий.

«Мы, как буря, грозны в нападении, а в защите — как стена, так учила нас война!» — слова из песни Оскара Сандлера и Евгения Долматовского, звучавшей в фильме «Центр нападения».

Напомню еще одну легендарную песню: «На лучистом, чистом небе солнце светит, / С высоты с любопытством глядит. / Быстроноги футболисты, словно ветер. / Кто кого в этот раз победит?» Ее авторы — композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин.

Эти песни время от времени «выныривают» из памяти, потом снова забываются. А «Футбольный марш» живет уже 75 лет и никуда уходить не собирается. Впрочем, в июле 2009 года над ним нависла опасность. Российская премьер-лига приняла решение отказаться от использования марша из-за финансового конфликта из-за авторских прав с Российским авторским обществом. Ситуацию спасла Татьяна Бродская, внучка Блантера, разрешившая исполнять мелодию бесплатно. Знаменитая музыка, как и прежде, предваряет футбольные матчи.

Кстати, песню Блантера «Летят перелетные птицы» вполне можно отнести к футболу. Чем не монолог игрока, который остался верен своей родной команде, в то время как другие убегают «за длинным долларом» в зарубежные клубы?

Валерий Бурт

Фото: А. Воротынский/ РИА Новости

Свободная Пресса

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе