Музыка нашего времени

Вечный спор о кризисе в музыке и нового в музыке продолжается.

«Нет ничего нового под солнцем», — говорят одни — «Всё новое — хорошо забытое старое», — отвечают другие. Третьи ничего не говорят, а сочиняют и исполняют современную музыку, порой даже «непонятную» для среднестатистического человека, создают себе репутацию исключительных исполнителей в этой нише.


Я побывал на седьмом концерте проекта пианистки и концертмейстера Карины Погособековой «Музыка нашего времени» в Рахманиновском зале Консерватории им. П.И. Чайковского 24 сентября 2022 года — увидел и услышал ту самую музыку.

Концерт открыл ведущий Александр Водопьянов, который представлял названия произведений, краткую биографию композиторов, а также исполнителей произведений.


Первыми выступил дуэт солистов-стажеров МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко Анны Абаян (сопрано) и Полины Шароваровой (меццо-сопрано) с произведениями композитора Ирины Манукян «Путь к вершине» (камерная кантанта в старинном стиле, написанная к 300-летию И.С. Баха). В этом произведении композитор мастерски смиксовала восточную вокальную милизматику и рахманиновский пианизм, добавила немного созвучий Баха, местами даже прослушивался легкий грув свинга и чувствовалась армянская интонация. Анна Абаян растворялась в этой композиции, как мудрая оперная дива, а юная Полина Шароварова по-юношески старалась передать эмоции в вокализе. Вокальная полифония с филигранным исполнением на фортепиано Карины Погособековой создали звуковое гармоничное современное полотно. Было впечатление, что произведение было написано совсем недавно, но как выяснилось, композитор умерла в 2004 году…

Второе произведение, «Слёзы» — кантилентная вокальная мелодичная баллада, которую можно смело добавить в плейлист «Максимальная концентрация». На удивление, эти произведения созданы композитором в 1970-1980 годах, но звучат, словно саундтреки к сегодняшним американским фильмам. И невольно задаешься вопросом, кто у кого и что плагиатил.

Далее солистка камерной сцены Большого театра, сопрано Екатерина Ферзба исполнила вокальный цикл культовой Софьи Губайдулиной — «Фацелия» на слова Михаила Пришвина («Эолова арфа», «Первый цветок», «Расцвет шиповника»). Губайдулина сочетает в творчестве западную и восточную традицию, и как Майлз Девис и Джон Кейдж ставят в приоритет паузы, и в ее музыке тоже звучит тишина. В цикле «Фацелия» воспевается природа септаккордами, переливами лидийского лада — вспоминается детство и та мультипликационная музыка, которую Губайдулина писала ранее. В фортепианных паузах сопрано Екатерины органично летело в зал.


Следующим номер был Этюд №13 из цикла «Речитации» композитора Жорша Апергиза — исполнила сопрано Ольга Власова. Уникальность этого произведения заключается в том, что здесь используется 12 нот, каждой из которых присваивается определенный звук, как например, рев льва или конкретный ударный инструмент по аналогии с технологией в синтезаторах MIDI, но исполняется голосом разными вокальными техническими приемами: идут в ход заикания, смех, междометия, призвуки, паузы. Для неподготовленного слушателя это может показаться, как нечто «нездоровое», но при внимательном прослушивании и наблюдении за ритмом, канвой мелодической темы угадывается традиционный авангард, который использовал тот же Джон Кейдж (с бытовыми предметами) и исполнял Майк Паттон. Публика закономерно встретила номер неоднозначно, но после окончания его раздались оглушительные аплодисменты и шёпот обсуждений.

В зале погас свет. В тишине стал появляться из акустических подвешенных колонок тихий звук, который стал нарастать на одной непрерывной ноте, на нее постепенно стали наслаиваться остальные частоты от низких и до высоких. Звуковой ландшафт длился около пяти минут — создавал мрачную устрашающую атмосферу, но при этом — небезысходную. По окончании композиции голос ведущего объявил: «Сейчас прозвучало произведение «Песни холодного ветра» композитора Святослава Оводова, присутствующего в зале. Мировая премьера!» — это были реальные записанные на диктофон и обработанные звуки ветра с балкона композитора. В послесловии прозвучавшего фрагмента ведущим была озвучена цитата автора, в которой он объяснил концепцию произведения из библейской аналогии «Дух Божий носился над водою»: бескрылый ветер также приносит не страх, а свободу. Это произведение можно вставлять в любой хоррор или триллер, и оно там «зайдет».


На сцену вновь вышла Полина Шароварова и исполнила авангардную арию Китти Оппенгеймер «Доктор Атом», посвященную трагедии в Нагасаки и Хиросиме (композитор Джон Адамс сочетает здесь акустические и электронные звуки). Ария прозвучала в традициях Леонарда Бернстайна и Эндрю Ллойда Уэббера.

Первое отделение концерта закрыло вокальное трио “Melody» с произведением советских и российских классиков, новаторов XX века, композиторов Эдуарда Артемьева и Владимира Гаврилина. «Город спит» последнего — на слова А.А. Шульгиной, разложенная на три голоса — в исполнении Светланы Полянской (сопрано), Александры Коневой (сопрано) и Ольги Надеждиной (контральто) прозвучала в духе советских вокальных традиций, но в то же время с нотами импрессионизма, несмотря на то, что Гаврилин уделял много внимания изучению и применению народной музыки.

Единственный номер, где Карина Погосбекова не аккомпанировала, а выступила концертместером, был тот, что исполнила Ольга Надеждина. Культовая «Где же ты, мечта» из кинофильма «Раба любви» на слова Н.П. Кончаловской в обработке для вокального трио примечательна игрой голосовых тембров. Легко узнаваемый стиль Эдуарда Артемьева.


Второе отделение открылось исполнением меццо-сопрано Большого театра Александрой Дурсеневой произведениями, в том числе: “Domine Deus” и «Молитвой» на слова М. Росси, композитора (и одновременно певца, тенора, ученика Зураба Саткилавы) Александра Науменко, работавшего с Г. Гергиевым, Г. Рождественским.

Далее выступил тенор Михаил Нор с произведением «Псалом 22» композитора Иосифа Барданашвили. На последовательность аккордов песни группы The Cure «Boys dont cry» по диатонике вверх в медленном темпе прозвучал псалом. Примечательно, что в библейском тексте слова: «Элои, Элои Лама Савахфани»(«Боже мой, за что Ты меня оставил?»), но в исполнении тенора Михаила Нора текст был другой, вероятно, на грузинский манер.


Уже знакомая по первому отделению сопрано Ольга Власова исполнила Секвенцию №3 композитора Лучиано Берио, специально написанную им для своей супруги. Одна из самых сложных пьес для исполнения голосом, где задействованы смех, разговоры, шёпот, всхлипы, переходы из пения «про себя» в резонаторы и даже легкая театрализация. Размер листовой партитуры занял два пюпитра. Тот самый момент, когда хаос упорядочен!

На сцену вышла вновь Анна Абаян и лирично исполнила «Ave Maria» композитора, музыкального педагога, пианиста-виртуоза Александра Розенблата, смешиваюшего джаз, кроссовер и классику. По словам композитора: «Я остался неудовлетворен результатом, эта композиция имела много вариантов, оставил этот».


Концерт завершился хором студентов дирижерско-хорового отделения ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова (дирижер Елена Бессонова) — были исполнены произведения хорового композитора и педагога Евгения Клюева: «Размышления», «Скерцо», «Прощание, запрещающее печаль» из цикла «Три хора» на слова Дж. Донна в переводе Бориса Тимошевского. В произведениях использовалась перкуссионные инструменты. Приятно было наблюдать студентов африканского происхождения, исполняющих русскую хоровую традиционную музыку.

Концертная программа сверстана гармонично. Открыл для себя новые имена среди композиторов и исполнителей. Радует, что проект «Музыка нашего времени» Карины Погосбековой продвигает неизвестных или малоизвестных молодых композиторов. Следующий концерт намечается весной 2023 года, рекомендую посетить.

Автор
Арсений Мальков специально для Musecube
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе