Не могу не поделиться...

..впечатлениями от личного присутствия в Колонном зале Дома Союзов Москвы на открытии VII фестиваля симфонических оркестров мира, который завоевал репутацию ключевого события музыкальной жизни страны, одного из самых ожидаемых событий столичного музыкального сезона.
Нашу страну на форуме, в этот раз посвящённом Дню России и Году Российской истории, традиционно представляли два коллектива. Честь открывать нынешний фестиваль была предоставлена Ярославскому академическому симфоническому оркестру. Что это? Дань уважения к 1000-летнему российскому городу или оценка высокого творческого уровня исполнительского коллектива и его художественного руководителя и главного дирижёра? Думаю, что то и другое. Оркестр долго, вопреки различным домыслам о самой возможности его существования в городе, где нет классической музыкальной базы высшего уровня, шёл к своему признанию, систематически воспитывая огромный пласт любителей серьёзной музыки, который сегодня в регионе есть. И вот апогей! Наш Ярославский симфонический поднялся на олимп музыкальной культуры России, чем ещё раз доказал объективность оценки Ярославля как города высокой культуры.

Но всё по порядку. Первого июня, за час до открытия фестиваля, я с большим волнением переступил порог одного из самых знаменитых памятников истории и культуры Москвы – Колонного зала Дома Союзов. Уж очень хотелось проникнуться духом этого величественного сооружения (бывшего российского дворянского собрания), ознакомиться с выставкой из истории оркестра, подготовленной музеем истории Ярославля, повстречаться (если удастся) с маэстро. И всё удалось! Поднявшись в холл, сразу стал свидетелем пресс-конференции для большого количества журналистов, которую проводил Мурад Аннамамедов. Вёл интересно, профессионально отвечая на многочисленные вопросы, в том числе и о принципах подбора фестивального репертуара, о наличии в оркестре подсадных музыкантов из других (столичных) оркестров (все были удивлены отрицательным ответом), о принципах комплектования коллектива... Маэстро был уверен в себе, что успокаивало. Однако у меня большое волнение вызывала наполняемость зала. Как отнесутся москвичи к факту открытия столь уникального фестиваля периферийным оркестром? Но за несколько минут до начала концерта зал был полон! Хотелось крикнуть «браво». Теперь всё зависит от оркестра, его дирижёра...

И вот на сцене знаменитый Святослав Бэлза. Его вступительное слово о фестивале, об оркестре (который был уже на сцене), о необычной программе, состоявшей из двух симфоний под номером пять – Чайковского и Тертеряна, одного из наиболее самобытных композиторов бывшего СССР; о маэстро Аннамамедове, ученике великого дирижёра современности Геннадия Рождественского. Всё предвосхищало успех.

После приветственного слова советника Президента России Юрия Лаптева, огласившего поздравление фестивалю от имени Владимира Путина, на сцену вышел художест­венный руководитель и главный дирижёр оркестра Мурад Аннамамедов, как всегда уверенный в себе, элегантный. И началось погружение в мир прекрасной музыки Пятой симфонии великого Петра Ильича Чайковского, завершившееся бурей аплодисментов и возгласами «браво».

В антракте я оказался среди группы музыкальных знаменитостей и был свидетелем восторженных отзывов об услышанном. Геннадий Николаевич Рождественский сказал просто: «Это было здорово». Профессор Московской консерватории Всеволод 3адерацкий оценил одним словом: «блестяще», но потом добавил: «А где вы взяли такого валторниста, с блеском исполнившего сольный фрагмент?».

Пришлось убеждать собеседника, что этот музыкант работает в нашем оркестре более двадцати лет. Вообще, во время антракта в фойе царило возбуждённое настроение слушателей, обсуждавших услышанное. Много народу было у выставки с целью побольше узнать об оркестре и его дирижёре. Здесь я с удоволь­ствием взял на себя роль экскурсовода.

Второе отделение было ещё более интересным, поскольку исполнялась малоизвестная широкому слушателю Пятая симфония армянского композитора, народного артиста СССР Авета Тертеряна. По мнению Геннадия Рождественского, одного из первых исполнителей произведения, «Феномен Тертеряна – в естественности, казалось бы, противоестественного. В его музыке слышен сплав армян­ского с современнейшими интонациями сегодняшнего дня». Особенно подкупала оригинальность включения в музыкальную ткань симфонии солирования древнего армян­ского народного инструмента кеманча, на котором очень трогательно играл Акоп Халатян – армянский профессиональный музыкант и живописец. Несмотря на всю сложность и необычность произведения, оно было исполнено блестяще. Оркестр и его дирижёр были вознаграждены бурными аплодисментами. Публика долго не отпускала оркестр, который, по-моему, с удовольствием и блеском исполнил ещё на бис две пьесы более лёгкого для восприятия характера.

Сразу после концерта в дирижёрскую комнату выстроилась очередь желающих поздравить маэстро с успешным открытием VII Международного фестиваля симфонических оркестров мира. Жаль только, что среди поздравлявших не было заметно ни одного представителя властных структур Ярославля и Ярославской области. Никто, кроме и.о. директора филармонии и её художественного руководителя, не счёл нужным принять участие в этой музыкальной акции российского уровня. Не было и письменного поздравления коллективу своего оркестра и всем участникам фестиваля, как это сделали президент и министр культуры России.

Оправдывать занятостью невозможность присутствия на культурных акциях подобного уровня, по моему представлению, нельзя! Министр культуры Владимир Мединский видит в этом фестивале «...возможность Москвы подтвердить статус мирового центра культурной жизни и дать новый импульс развитию симфонического искусства». А разве для нас это не так? Это ведь говорит об отношении к культуре, являющейся основой духовно-нравственного воспитания! Хотелось бы надеяться, что руководство области всё же найдёт возможность по достоинству оценить работу оркестра на международном уровне и возвратить ему звание губернаторского, которое он носил в недавнем прошлом.
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе