Невеселые картинки

«Ляпис Трубецкой» против «криминально-шансонно-ментовского мира»

Лидер «Трубецкого» Сергей Михалок говорит, что своей новой пластинкой «Веселые картинки» он хотел сделать шаг в сторону от образа мускулистой группы, рубящей площадной агитрок, — добавить лиризма, чувственности, эмоций и любви. В его словах есть и правда — пара песен о любви на альбоме найдется, но больше в них иронии и лукавства умелого артиста, привыкшего создавать на сцене броские образы и ускользать от них в жизни. Если кто-то после рецензий, рассказывающих, что на «Картинках» песни группы стали сентиментальней и лиричней, вообразит, что Михалок поет опять что-нибудь вроде «Ты мелодия — я баян, ты Роксана — я Бабаян», то ошибется. «Ляписы» ничуть не изменились: это по-прежнему беспощадные рок-сатирики, которые уверенным хуком лупят постсоветское общество по пропитым почкам.

И на «Веселых картинках» их удар еще точнее и сильнее, чем прежде, в антисистемной трилогии «Капитал» — «Манифест» — «Культпросвет», перевернувшей карьеру белорусских панк-шутников, которых в России сначала приняли за толстых поп-шансонье с песенками про «Яблони» и «Сочи». Тем, кто в состоянии сфокусироваться на сути изображения, отвлекшись от спецэффектов, от «Веселых картинок» сперва станет невыносимо грустно.

Невеселые картинки

«Ждать перемен бесполезно: люди жуют людей», — в своей фирменной мифическо-метафорической манере ставит диагноз этой части света Михалок под гитарно-барабанный бой песни «Зевс». Затем в песне «Нафта» дает черный, как кокс, пейзаж рабочего поселка, в котором «солнце не взыдет завтра». И, пожалуй, не надо долго объяснять, что эта песня о каждом городе, селе и деревне СНГ, где нет среднего класса, есть только бизнес-класс — госслужащие, сидящие на трубах ТЭКа и омывающих их денежных потоках, и остальные, те, кто на них батрачит. Все мы живем в рабочих поселках, просто некоторые из них миллионники.

Самая сильная песня альбома, в которой «Ляписы» достигли почти раммштайновской мощи звука, называется «Грай, она на белорусском, но и без детального разбора текста понятно, о чем в ней поется.

О том, что это за «шэрыя быкі», которые водят хороводы, Михалок лучше всего рассказал в одном отличном интервью , взятом журналистом Артемом Липатовым:

«А еще теперь мы имеем криминально-шансонно-ментовской мир. Такой советский нуар. На эстраде победил самодеятельный шансон. Ваенга, Трофим, Лепс — не хочу их долго изучать, но они вписались в современную систему ценностей. Вот они и есть советские ценности, а вовсе не Мальчиш-Кибальчиш, фильмы Захарова и песни Тухманова, и даже не Незнайка! И при этом они делают свое дело более мастерски, чем корневые шансонные люди и даже чем эстрадные мастодонты, на них интересней смотреть. А вообще говоря, скажи в любой точке планеты: "Владимирский централ" — услышишь отклик: "Ветер северный"... Мы как-то из Праги летели в Вену. Кто там был, знает: в Вене громадный аэропорт, сотни терминалов, тысячи людей, все национальности, расы, возрасты. Срез мира фактически. И тут мы видим чувака в пестрых черкизоновских одеждах, кривоногого, со сломанным носом, понятно, пьяного. В руке он несет ноутбук — так, как мы носили магнитофоны-бумбоксы когда-то, — и оттуда х*ячит "А я ушаночку поглубже натяну"... Он, прости за подробности, с этим ноутом зашел в туалет, мы из любопытства за ними пошли. Так вот, они с корешами сидели там в разных кабинках — переговаривались, а песняки играли на весь сортир. Человек, короче, свои ценности носит с собой. И когда мне говорят: "А как же православие, наша общая история?" — я готов ответить этой сценкой. ГУЛАГ — вот ваша история, и оттуда взята и романтизирована авторитарная уголовщина, как во всех этих сериалах 90-х, и теперь в русском языке есть существительное мужского рода "авторитет"».

Ляпис Трубецкой «Гони быков — вернется доля», — резюмирует лидер «Ляписа Трубецкого» в потенциальном гимне «Грай», но имеются в виду не только те быки, что управляют государствами. Сергей Михалок и его анархистски настроенная группа — вовсе не ниспровергатели режимов, не глашатаи переворотов, не певцы революций, хоть они и включены в стоп-лист Лукашенко  и являются чуть ли не единственной группой из этого списка, которая действительно от этой с виду смехотворной акции пострадала: назначенный на 13 марта концерт группы в Гомеле, на который было продано 1300 билетов, не состоялся по негласному распоряжению властей.

{-tsr-}«Ляписы» слишком опытны, чтобы петь на одной стороне баррикад во имя политических и финансовых интересов другой. Они за то, чтобы стремиться в космос и верить в сияние разума и любовь. За то, чтобы, как Михалок, читать книжки, чтобы не оскотиниться, и ходить в качалку, чтобы не опускали. Они за то, чтобы занимать круговую оборону: верить можно только себе, друзьям и единомышленникам. «Я ищу таких, как я, сумасшедших и смешных, сумасшедших и больных, — поет Сергей Михалок на «Картинках» в кавер-версии классической песни Егора Летова, — и когда я их найду, мы уйдем из зоопарка».

Они есть — их как минимум 1302: 1300 жителей Гомеля, я и прекрасная юная девушка Алиса.

11 марта «Ляпис Трубецкой» представляет альбом «Веселые картинки» в клубе «А2»

OpenSpace.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе