Новые русские «ЛСП»: изобретательный белорусский хип-хоп с песнями

Минский студент-лингвист Олег Савченко делает музыку, которую проще всего будет обозвать заимствованным термином «хипстер-хоп», — рэп, где вместо старого бита — новый звук, а вместо речитатива — полноценные песни. «Афиша» представляет проект «ЛСП» и его первую EP «Видеть цветные сны».

Родился Олег Савченко — он же «ЛСП» — вообще-то в Витебске, но сейчас живет и учится в Минске


К тому, что Белоруссия регулярно поставляет заслуживающих самого пристального внимания новых музыкантов, мы уже привыкли, — равно как и привыкли к тому, что музыканты эти, как правило, проходят по разряду чудачеств, дикостей и сокровенных диковин. Витебский уроженец и обитатель Минска, 22-летний студент, обучающийся на лингвиста, Олег Савченко и его проект «ЛСП» (единоличный, но все-таки не совсем: иногда музыку Олег делает сам, иногда ему ее поставляют разнообразные знакомые битмейкеры) — история вроде бы совсем иная: это музыка отчетливо, простите за выражение, модная; не то чтобы стремящаяся вписаться в какой-то своевременный контекст, а скорее органично в нем существующая. Но если приглядеться, окажется, что и тут имеет место какая-то близкая модель общения с внешним миром — условно «тамошние» находки в «ЛСП» не просто берутся в оборот, как они есть, но словно бы пропускаются через какой-то очень специальный местный фильтр. Примитивизируются, вышучиваются, десакрализуются и все такое прочее. «ЛСП» — это вроде как (русскоязычный) хип-хоп, но очень своеобразного толка. Почти без речитатива в чистом виде — но с пением, мелодекламацией и автотюном. Без всякого почтения к «старой школе» — но с мелодиями и очень многообразным звуком, отсылающим сразу к нескольким свежевылупившимся жанрам. Совсем без пафоса, пацанского нахрапа, нарочитой полублатной маскулинности — но с (само)иронией, уместной романтикой и какой-то удивительной легкостью. Ну и еще — с натуральными хитами и строчками, которые западают в голову на раз.


За душой у «ЛСП» пока всего-то пять песен (была и шестая, но ее, как честно признается автор, «проеб...ли на флэшке» — для человека, в текстах которого нет вообще ни одного дурного слова, он вообще на удивление много и виртуозно матерится в разговоре), но и в них разнообразия хватит на иной рэп-альбом длиной треков эдак в 20. Жанровую принадлежность этой музыки проще всего было бы определить как «хипстер-хоп» — давно уже возникшее в западной критике обозначение для рэпа, который, сохраняя номинальные признаки жанра, производит крупномасштабную экспансию на смежные и далекие стили (другой вопрос, что злоупотреблять термином не хочется в силу понятно каких коннотаций, присущих понятно какому слову). «Видеть цветные сны» — это, в общем, оно и есть. В первом треке Савченко, по сути, пускает в расход чиллвейв; в «Хиппи» (см. выше) оригинальным образом употребляет дабстеп в его самом коммерческом изводе; также имеется песня «Улицы» — традиционная для хип-хопа элегия о городской злобе и отчуждении, исполненная с какой-то неожиданно обнадеживающей точки зрения; на «Ламбаде» парадоксальным образом сводятся вместе ретро-шлягер и ультрамодный синтетический звук — получается примерно как у Канье Уэста на альбоме «808's & Heartbreak», только вместо пресловутого хартбрейка — сердце радуется. Плюс к тому все эти разгильдяйские строчки и рифмочки исполнены с каким-то дивным обаянием — вот вроде бы человек и признается, что в голове звонко и пусто, время есть, а денег нет, но делает это так изящно и непосредственно, что предъявить ему вроде как и нечего. Короче говоря, если прибегать к грубым аналогиям, «ЛСП» — это как если бы в группе Narkotiki было меньше угара и больше любви и инфантилизма. Об остальном лучше расскажет сам автор — тем более что язык у него, как оказалось, подвешен тоже совсем иначе, чем у большинства русскоязычных хип-хоп-артистов.


«Музыкой я заниматься начал так. Мне папка нанял женщину — пианино заниматься. Что она с папкой делала, я не знаю (смеется). Ну я учился, учился, запоминал наизусть порядок, в каком клавиши надо нажимать, а когда уже невозможно стало физически запомнить какое-нибудь «Лебединое озеро», закончил. Потом я начал много играть в компьютер, попутно минимально пописывал какие-то стиди. И где-то в восьмом классе случилась «Фабрика звезд-4», где были Тимати, Доминик Джокер и вся эта п...добратия. И как-то раз я смотрю и вижу: бит пропадает, Тимати становится в такой позе бога, как «glory, glory, Man United», и заявляет — «Тимати читает рэп на Первом канале»! Представляешь, как это для меня в 14 лет было?! Рэп на Первом канале! Значит, пора. Значит, надо е...ашить.


Слушал и слушаю я массу всего. С Дэцла начал слушать рэп, потом на русский рок перешел, слушал разные сборки — «Мультфильмы», Найк Борзов; ну лучшая  группа по моим понятиям — «Мумий Тролль», у меня и мамка с папкой его слушали, и я до «Точно ртуть алоэ» вообще все наизусть знаю. Ну и потом начал слушать американский рэп — потому что негры, свэг и все такое. Сначала не понимал — кто их знает, что они говорят, может, что я м...дак, и зачем мне это тогда слушать? Но потихоньку начал прокачиваться и понял: даже когда я не разбираю, о чем речь, слушается это круто; звучание так же важно, как смысл, а иногда даже, может быть, важнее.


«Мама, когда послушала, сказала: мол, по поэзии ты подрос нех...ево»


Некоторые песен из этих я писал еще три года назад. Например, «Мага» сделал на втором курсе — приехал к чуваку, он мне поставил этот биток простой и минималистичный, я сказал: именно это мне и надо. И решил сделать такую простенькую придурочную песенку. Я вообще люблю, когда вроде бы все легко и придурочно, но человек, у которого мозги работает, поймет, что все не так просто, как кажется. Песня «Улицы» тоже три года назад сочинена. И не всему, что я там говорю, я на тот момент верил — иногда это такая актерская игра, только ты не рассказывай никому (смеется). Ну, там же детская х...йня такая, ее слушают шестнадцатилетние и говорят: вот это круто, а остальное я не понимаю. Песня «Ламбада» изначально вообще была в два раза длиннее — когда я ее делал, только вышел альбом Канье Уэста «808's & Heartbreak», я его слушал, не вынимая, и там это много где видно, к сожалению. Я вообще думал летом всю EP с нуля сочинить, но не вышло — я работал в лагере с детьми, к нам приезжал президент на военную игру, мозги е...ли по полной программе. Так что за все лето я написал две строчки: «сумасшедший хиппи стал моим отцом, металлистка в рваных джинсах стало мамой». Из этого потом за один день выросла песня «Хиппи». Ну и «Мир стал пустым без тебя» я тоже осенью сочинил. Когда мама послушала, сказала: мол, по поэзии ты подрос нех...ево. Хотя мне казалось, что все наоборот упростилось. Есть в этой песне какая-то простейшая сложность.


В какой-то момент у меня случился кризис, и мне стало казаться, что рэп — это музыка конченная. Ну не конченная, но тупая достаточно. Во всяком случае, если человек просто читает без мелодии, он должен так читать, чтобы тебе все остальное было неинтересно. А таких сейчас не очень много. И я подумал, что было бы прикольно читать и петь одновременно. Тогда еще мало кто это делал — не было еще Кида Кади и Виз Калифы, арэнбишники были отдельно, рэперы отдельно. А потом постепенно читать мне совсем стало неинтересно — так что читка у меня теперь только в качестве фишки. А так — ни то ни се, получитка, полупение, х...й пойми. Вообще, когда я начинаю себя повторять, мне сразу плохо становится. Я, когда пишу, представляю себя разными людьми, пытаюсь понять, как это слушается, и как-то подкачивать. Я вообще хочу, чтобы людям было хорошо.


Дабстеп сейчас даже у нас уже п...дец. Но минусу-то в «Хиппи» два с половиной года. Ну да, эта пила там такая дешевая, что даже немного стыдно. Но мне кто-то сказал, что это даже и хорошо. Если бы там был качественный дабстеп — получилась бы явная попытка во что-то влиться. А так — просто играет какая-то ерунда.


Я бы не сказал, что это такие уж позитивные песни. «Маг» — да, согласен. «Улицы» — грустная. «Ламбада» — очень грустная песня! «Мир стал пустым без тебя» — ну тем более. Да и «Хиппи» — грустная песня, на самом деле. Как жвачка-шок: вроде жуешь, все нормально, а внутри такая кислятина, что ну ее! Я ее спел одному чуваку знакомому, поэту, он говорит — блин, я чуть не умер, так за душу задело. Это про нас песня, про моих сверстников, которые не знают, что они хотят, что им надо, которые вообще х...й пойми что такое. Я думаю, раньше трава была зеленее и люди лучше понимали, что делают. Потому что информация вот эта за...бывает мозги, и им сложнее понять, кто они. Я вот себе интернет подключил, и все — через два месяца уже перестал понимать, здесь живу, там или где.


Что касается ситуации в Белоруссии... У меня папка — ну, типа, рантье. Я прихожу и ему говорю: ну, у нас там то, се, проблемы, а он отвечает — да какие проблемы?! Все нормально! То есть все от отношения зависит. Я же говорю, я человек веселый, поэтому у меня все хорошо сейчас. А у людей, которые от промывания мозгов зависят и от материальных вещей, — у них пох...евее, да. Потому что денег становится мало. Вот у нас был один большой хип-хоп-фестиваль хороший, а в этом году не будет, потому что денег нет. Самая известная рэп-группа белорусская, «Нестандартный вариант», распалась на прошлой неделе — тоже, считай, знак. Притом что рэперов дофига. Витебск, Гомель, Могилев, Брест — везде хватает, особенно малолеток. Но это все типа кружка по интересам. Все держится на энтузиазме и юношеском максимализме, все друг друга знают. Маленькая закрытая система — и нет варианта, чтобы она куда-то открылась, при такой-то ситуации в стране.


«Когда люди рассказывают, какие они крутые, не очень интересно. Особенно при нашем менталитете нищеты, жадности и зависти»

 

Главный за...б русского рэпа, мне кажется, в том, что они зачастую хотят кому-то что-то доказать. А это же такая юношеская херня. Нормальный человек лет в 20 или, в крайнем случае, в 25 уже осознает, что люди в основном все понимают — а тех, кто не понимает, ничему не научишь. А тут эта интонация назидательная — поэтому и скучно. Когда люди рассказывают, какие они крутые, тоже не очень интересно. Особенно при нашем менталитете нищеты, жадности и зависти. Это на Западе негры могут говорить: «Я ох...енный». Потому что, во-первых, они и говорят это ох...енно. А во-вторых, у тех, кто их слушает, у них и самих все неплохо, они не парятся. А у нас если ты говоришь: «Я ох...енный, у меня денег много», обычная реакция примерно такая: «Вот сука! А у меня мало!». Поэтому мне хотелось сделать такой рисовательный рэп, что ли. Описательную музыку с текстом. Меня в какой-то момент очень электроника привлекла — знаете, почему? Потому что рэп — это когда ты идешь по лесу, тебе навстречу выскакивает чувак и начинает загонять историю. Американский рэп — когда опять же выскакивает чувак, но заодно еще и шоу показывает, и даже если ты не понимаешь, о чем он, на него смотреть интересно. А электроника — это как когда ты идешь по лесу и видишь какое-то явление: водопад, костерок или светящиеся «Виспы» волшебные. Вот я и хотел сделать такой рэп, когда человек тебе что-то рассказывает, но у него там внутри как будто шарманка, и что-то при этом рисуется.»


Александр Горбачев


Афиша.RU


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе