От босановы люди заводятся даже в самой чопорной обстановке

Маркос Валле — о замерзшем свинге, обмене энергией и протестных движениях
 29 сентября концертный зал «Барвиха Luxury Village» откроет сезон выступлением звезды босановы Маркоса Валле и его оркестра All Stars. Накануне шоу под названием Viva bossa nova с легендарным музыкантом встретился корреспондент «Известий».









— Вас считают основоположником радостного стиля босановы. Как все начиналось?

— Примерно в конце 1950-х молодые художники и музыканты создали стиль, который пришелся по вкусу бразильской молодежи. Позднее к ним подключились музыканты и диджеи со всего мира. Все это стимулировало массовый интерес к босанове. С тех пор несколько бразильских музыкантов, среди которых и я, обрели множество новых поклонников. В Бразилии молодая аудитория слушает босанову и сейчас.

— Можно ли сказать, что босанова — одна из основ современной джазовой и лаунж-сцены?

— Да. С тех пор, как бразильские композиции — The Girl from Ipanema Жобима, Mas Que Nada Жоржи Бен Жора или, к примеру, моя песня Summer Samba — попали в США, они сильно повлияли на джазовых музыкантов сочетанием богатой гармонии и чувственных ритмов. Оно дает свободу для импровизации и прекрасно подходит для лаунжевой сцены.

— Будут ли ваши выступления в России отличаться от других ваших шоу?

— Мы включили в программу мои композиции, мелодии Роберто Менескала, Жобима, Жоржи Бен Жора, Эри Барросо и даже песню Beatles в стиле «босанова». Так что подготовили для России особенную, специальную афишу. Идея уникальной комбинации артистов, которые будут играть у вас, принадлежит моему старому другу, известному продюсеру Вартану Тонояну, с ним мы сотрудничаем во время гастролей. Он один из лучших специалистов в этой музыке, записал многих великих бразильских исполнителей.

— На кого из музыкантов советуете обратить внимание?

— Пожалуй, это лучшие музыканты Бразилии, и я очень горжусь тем, что они играют со мной. Было бы несправедливо кого-то выделять. Будет четверо специальных гостей, а также пять человек в моей группе. Среди гостей — Роберто Менескал, один из основоположников стиля босановы, Паула Мореленбаум, лучшая бразильская певица 2011–2012 годов по опросу Гильдии бразильских композиторов и аранжировщиков и голосованию нa самом популярном телешоу Бразилии «Жо Соарес», Кристина Брага — одна из лучших исполнительниц босановы на арфе, а также перкуссионист № 1 по версии журнала Down Beat Фрэнк Колон.

— Публика в России обычно не сразу начинает танцевать, привыкает.  Как вы относитесь к сидячему залу?

— Я привык к молодой публике, которая слушает мою музыку стоя и пританцовывая, но я играл и на официальных мероприятиях. Постепенно люди начинают вставать с кресел и заводиться даже в самой чопорной обстановке.

— Вы выступали в Букингемском дворце, в Белом доме в Вашингтоне, в Императорском дворце Токио. Для какой публики вам легче играть — «специальной» или простой?

— Наиболее комфортна публика, которая чувствует себя очарованной происходящим. Зал в данном случае неважен. Это может быть большое пространство или камерное, главное — энергия, которой обмениваются исполнители и публика.

— Легко ли босанова смешивается с другими стилями?

— Да, босанова очень демократична. Отлично смешивается с поп-музыкой, джазом, электронной музыкой и так далее.

— Расскажите про свою работу с Сhicago, Энди Уильямсом, другими звездами.

— Для меня большое удовольствие знать, что мои композиции записаны великими музыкантами. Счастлив, что тесно сотрудничал с Энди Уильямсом, который, помимо исполнения моих песен, приглашал меня в свое ТВ-шоу, оно шло с 1962 по 1971 годы. Сара Вон также была незабываема — я записал одну из песен на ее альбоме Songs of The Beatles. В 20-летнем возрасте я стал фанатом группы Chicago, а в семидесятые они записали мои песни. Более того: исполнили две моих композиции в моем альбоме Vontade De Rever Voce. Совместная работа с композитором и исполнителем Леоном Уэйром была также великолепна. Леон, кстати, много работал с Марвином Гэем, а в возрасте 13–14 лет я был вдохновлен «черной музыкой» вообще и Гэем в частности.

— Легко ли научиться играть босанову?

— Не так легко. В босанове есть элементы свинга, требуется время, чтобы прочувствовать их. Но, если вы действительно заинтересованы и начнете слушать записи, расширять свой кругозор, вы, скорее всего, научитесь. Также я думаю, что босанова — это то, с чем вы рождаетесь, или то, чего у вас нет изначально. И, конечно, важно, где вы родились. Допускаю, что там, где очень холодно, свинг «замерзает»

— Как вы относитесь к протестным движениям? Например, в России громким делом стала акция группы Pussy Riot, а в вашей родной Бразилии группа Femen помешала военному параду.

— Эти акции отличаются. Акция Femen в Бразилии не была феминистской акцией против военного парада, вопрос касался роли женщин в обществе. Что касается формы выражения, то я верю в свободу экспрессии, свободу изъявления эмоций, но, конечно, эта свобода не должна сопровождаться насилием или оскорблениями.
Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе