«Полезно спрашивать художников о будущем»

Директор Австрийского культурного форума Симон Мраз — о фестивале «Ожидание» и наших современниках — Леонардо и Шенберге.

Фото предоставлено пресс-службой «Студии новой музыки»

10 апреля в Рахманиновском зале консерватории начнется австро-российский фестиваль «Ожидание» (Erwartung). Корреспондент «Известий» встретился с одним из его кураторов — директором Австрийского культурного форума, атташе по культуре при посольстве Австрии в России Симоном Мразом.

— Как возникла идея фестиваля?

— Прежде всего это заслуга моего друга и партнера, композитора Владимира Тарнопольского. Мы сотрудничаем уже пять лет: Австрийский культурный форум неоднократно поддерживал его начинания. Мне уже давно хотелось создать какой-нибудь необычный проект, где изобразительное искусство было бы в тесной взаимосвязи с музыкой. Всю музыкальную часть взял на себя Владимир. Я же занимаюсь художниками, благо у нас уже есть несколько совместных проектов с русскими авторами.

— Что означает «Ожидание»?

— Название — в честь одноименной композиции Арнольда Шенберга, написанной в 1909 году. Это ожидание войны. Хочу напомнить, что наш фестиваль проходит в год 100-летия со дня начала Первой мировой. Наша идея — вспомнить эти страшные события. Интересно, что чувствовали творческие люди тогда, чего они ждали — ведь война практически оборвала очень активное художественное время и в живописи, и в музыке.

Это был настоящий расцвет культур, крайне интенсивный период. И вот — пара лет, и всё сошло на нет. Катастрофа. Психологический феномен. Мы хотим осознать, как рефлектировали авторы столетие назад. И дать пофантазировать нынешним художникам — на ту же тему.

— Вы любите музыку Шенберга?

— Конечно (смеется). У меня очень сильное визуальное впечатление. Когда я слушаю его музыку, словно вижу всё перед глазами. Шенберг в нашем проекте — главный герой.

— И при этом не самый простой для восприятия композитор.

— Да. Но, скажем, Кокошка и Малевич — тоже не самые простые художники. Моцарта, конечно, слушать сейчас легче. Хотя вообще это очень сложный вопрос, ведь XVIII век от нас уже очень далеко. Может, людям тогда тоже было сложно. Во всяком случае, в визуальном искусстве это точно было так.

Явления изобразительного искусства, которые мы видим сейчас, нам уже легко понять. Потому что всё у нас в крови, та же «Мона Лиза». А для жителей той эпохи это было современное искусство: до Леонардо ведь никто так не делал. Поэтому Шенберг сейчас все равно нам ближе, чем его современникам.

То, что он сделал, — очень важно, особенно в свете наших знаний. Война уже ощущалась в воздухе. Люди чувствовали: что-то случится. Если посмотреть на работы то го же Эгона Шиле — это абсолютно неприятно, даже кошмарно. Но художники показывали реальность.

— Что же показывают художники сегодня?

— Я не знаю. Никто не знает. Мы можем читать газеты, смотреть телевизор. Художники же — другие. Очень полезно периодически спрашивать их о будущем — творческие люди чувствуют иначе, они более восприимчивы.

— Как вы считаете, австрийцы и русские могут понять друг друга?

— Очень надеюсь на это. Я уже пять лет живу в Москве, хотя поначалу приехал по контракту лишь на год. Дипломаты обычно задерживаются на три. Мне же очень нравится Россия, я люблю Москву. Конечно, было сложно. Но открытые люди в мире есть повсюду. Равно как и закрытые. Я уже давно не делю людей по национальности.

— В фестивале «Ожидание» у вас есть любимое произведение?

— Нет. Потому что я не знаю, что именно там будет. Мне ужасно интересно. Так что я в ожидании «Ожидания».

Предчувствие войны

В рамках фестиваля пройдет пять концертов, где российской публике будет представлено семь мировых премьер. Первые два вечера посвящены своеобразным хитам XX века: в исполнении ансамбля «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова прозвучат мелодрама Шенберга «Ожидание», Dona Nobis Pacem Галины Уствольской, «Пассакалия» Веберна, «Пять песен для сопрано и оркестра на тексты к почтовым открыткам» Берга, сюита Стравинского «История солдата» и др.

Основные премьеры начнутся с конца апреля: на сцене Театрального центра имени Мейерхольда и ЦТИ «Фабрика» покажут мультимедиаспектакль для камерного ансамбля, движения, видеопроекции и электроники, созданный при участии композиторов Петера Якобера (Австрия) и россиян — Алексея Наджарова, Федора Софронова, Владимира Горлинского. Авторами видеоинсталляций выступят Пауль Веннингер (Австрия), Эндрю Квинн (Австралия) и Светлана Каримова (Россия).

Зрителей ожидают яркие визуальные впечатления. Так, в композиции Defaire Петера Якобера зрительный зал разделят на две части с помощью прозрачного экрана: на него спроецируется кинохроника времен Первой мировой. Erwartung Владимира Горлинского задействует танец в исполнении Анны Графеевой. «Пьеро и его тень» Федора Софронова отсылают к «Лунному Пьеро» Шенберга: пять инструментов оригинала вступят в игру со своими тенями.

17 мая в рамках акции «Ночь музеев-2014» будут показаны перформансы, аудио- и видеоинсталляции авторства Виллиама «Бильва» Косты (США), Уллы Раутер (Австрия), Беньямина Томаси (Италия). Все эти работы объединены темой войны и мира.

Завершится фестиваль так же, как и начнется: вечером мировых премьер — прозвучит в том числе «Обретение» Николая Попова. По словам композитора, цель «Обретения» — погружение публики в мультимедийную ситуацию, где из множества элементов культур, разрушенных войной, складывается новый — и абсолютно личный.

Виктория Иванова

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе