Потешка под язык в «Джазе над Волгой»

30 апреля по календарю ЮНЕСКО – Международный день джаза

Блокнот репортера

Этот снимок фотограф нашей пресс-службы Марина Козлова сделала в Собиновском зале Ярославской филармонии на концерте «Арт - квартета» Тима Дорофеева из Архангельска и московского этнографа, музыканта - фольклориста и телеведущего Сергея Старостина, сотрудника Центра русского фольклора Министерства культуры РФ.

При поддержке минкульта концерт проходил по программе - 2019 старейшего в России джазового фестиваля – у ярославского проекта «Джаз над Волгой» в прошлом году был двойной день рождения. Ему исполнилось сорок лет и ровно тридцать лет назад стал он международным.

Архангельские джазисты и профессиональный фольклорист Старостин знают друг друга давно, а партнерами сделал их взаимный интерес к русской народной музыкальной традиции.

Протяжная песня, мелодия которой часто словно бы «раскачивается» (в джазе подобное «качание мелодии» называется свингом), деревенские наигрыши, частушки и потешки - скороговорки, узорчатое многоголосье и вольная стихия исполнения на слух с самого начала его творческого пути стали основой репертуара и самобытного стиля арт - квартета Тима Дорофеева.

Воспитанник Московской консерватории по классу кларнета, музыкант, владеющий той манерой народного пения, что веками складывалась на российских просторах под открытым небом, виртуозный исполнитель на многих инструментах, нередко собственного изготовления, ведущий фольклорных телепрограмм, Сергей Старостин со студенческих лет исколесил всю среднюю полосу России.

Бывал он и в наших краях – записывал песни и частушки у бабулек под Ростовом Великим и Борисоглебским. После армии вернулся в консерваторию, стал сотрудником кабинета народной песни.

Корпел, вспоминает, над нотами, пока не понял, что ту же частушку сохранить можно, только согрев ее своим дыханием.

Любимая грустная шутка Старостина и его друзей в свободном пересказе звучит так: кое - кому из забывших, кто они и откуда родом, «частушка под язык полезней валидола».


В конце нулевых годов Сергей выступал в Ярославле на фестивале «Главной масленицы страны» в совместном проекте симфонического оркестра Мурада Аннамамедова и содружества московских музыкантов «Этносфера».

Короткую попевку Старостин считает «самой выживаемой в фольклоре». По его словам, там в текстах всегда самая последняя живая злоба дня. А часто и самая серьезная жизненная история. Как в частушке «Дострадалася девчонка, что не сходится юбчонка».

Кроме того, это сольный жанр, не требующий хоровых спевок, даже инструмента – его всегда можно заменить игрой на обыкновенной расческе. А то и обойтись вовсе без нее, вольным напевом на губах или «ладушками» на собственных коленях.

На вопросы журналистов о том, от чего же лечит частушка под язык, отвечает он дословно так: «Перво - наперво лечит она от скуки, что само по себе тоже неплохо».

Тех же, кто склонен забывать, какого он роду - племени, частушка, по его словам, «лечит от пагубного для души беспамятства».

И за ответом на вопрос, что подружило деревенские «ладушки» с джазовыми синкопами, Старостину тоже, конечно, «лезть в карман» не приходится.


Когда, напомнит он, в хрущевскую оттепель в репертуаре джаз - ансамблей появилась композиция Андрея Товмасяна с колокольными звонами «Господин Великий Новгород», музыковеды расслышали в ней и древнерусский знаменный распев, и американский блюз.

Вслед за ней одна за другой появились джазовые обработки русских песенных мелодий, от «Валенок» до Высоцкого. В свой час ансамбль ярославцев Майнугиных сыграл авторскую программу «Русские стандарты». Ее премьера стала событием в современной истории российского джаза.

Вовсе и не надо быть знатоком джазовых стилей, чтобы догадаться, что русский фольклор и джаз рано или поздно должны были найти друг друга.

Просто потому, что близки по родословию, что оба они из народа.


У нас - с деревенской крутухи в праздники крестьянского земледельческого календаря. У американцев – из полных библейской печали негритянских молитв спиричуэлс. Из веселых, пополам с горькой памятью о тех, кто не вернулся, домашних посиделок бывших армейских оркестрантов - после войны Севера с Югом им разрешено было взять инструменты домой.

Вот и в ярославской программе «Арт - квартета» Тима Дорофеева и Сергея Старостина, с композициями «Перепелка» и «Потешки про козу», в руках Старостина оживали старинные гусли и деревянная дудочка - колюка со звукорядом, не управляемым кнопками и вентилями. Вторили голосу певца «ладушки» на его коленях, заряженные на одной волне с ними горячей энергетикой ритм - группы.

Для кого - то эта музыка во славу жизни и стала сеансом той арттерапии, что «полезней валидола», о какой говорил Старостин.

А знатокам джаза дала она и повод лишний раз поразмышлять над тем, каким и неожиданным, и органичным одновременно может быть партнерская связка современного джаза и аутентичного, без гламурных эстрадных прикрас, русского фольклора.

В течение всей фестивальной недели джаз над весенней Волгой звучал с утра до вечера. В зрительном зале и фойе филармонии, на ночных джемах в Джазовом центре, с полуночи до первых трамваев.

Фантазией, темпераментом, глубоким дыханием, утонченными тембровыми штрихами блистали и мэтры, и молодежь, гости и хозяева.


Квинтет трубача, обладателя трех премий «Грэмми», нашего земляка Александра Сипягина (Нью–Йорк), с лауреатом международного конкурса в швейцарском Монтрё певицей Алиной Енгибарян.

Трио неувядаемого Тыну Найсоо (Таллин – Москва), участника первого фестиваля «Джаз над Волгой».

Итало - испанский квартет Франческо Дзампини. И еще один квартет - победителя телевизионного конкурса «Большой джаз» ударника Дмитрия Мосьпана.

Ярославская группа «Овердрайв Блюз Бенд» Сергея Кузнецова – полгода спустя она, как и группа Тима Дорофеева, блеснет на телевизионном конкурсе «Квартет 4х4».

Вот еще некоторые подробности хроники фестивальных событий из блокнота репортера.

Открывал фестиваль «Джаз над Волгой» - 2019 в Собиновском зале филармонии, вместе с директором департамента культуры Мариной Васильевой, по праву одного из родоначальников этой традиции, человек, оставшийся верным своей молодости, директор Джазового центра Игорь Гаврилов.


Вел концерты старый друг ярославских любителей джаза, музыковед из Санкт - Петербурга, заслуженный деятель искусств, профессор Владимир Фейертаг.

По традиции фестиваль, как заботливый наставник, опекал юные дарования.

На прослушиваниях конкурса «Музыкальный родник – детям» их выступления оценивало профессиональное жюри во главе с арт - директором фестиваля, «русской звездой американского джаза» Александром Сипягиным.

В общем, это был «Джаз над Волгой», каким мы его знаем и любим. Музыка на все вкусы и возрасты, вечнозеленые стандарты, современный мейнстрим, авангард на стыке жанров и стилей.

Да, это был он, великий жизнелюб и целитель Доктор Джаз, в чьем дорожном саквояже все под рукой.

Русская потешка рядом с блюзом.

Минор, перемешанный с мажором.

Ирония, заживляющая душевные раны.

Грусть и нежность, тревоги и светлые надежды – всё, как в жизни.

Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур».

Автор
Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе