Собственно, в этой резервации артисту живется не то чтобы плохо. Есть стопроцентно "своя" публика, много гастролей, много заказных концертов для уважаемых людей. Эту музыку люди до сих пор покупают на CD, ее только недавно прекратили выпускать на компакт-кассетах. Живи — не горюй. Но в 2011 году концерт Елены Ваенги показали по Первому каналу в рождественский вечер.
Традиционно считается, что сольный концерт даже очень популярного эстрадного певца приносит телевидению гораздо меньший рейтинг, чем сборная солянка типа "Песни года". Появление госпожи Ваенги на популярном телеканале в популярное время — знак новой эпохи в отечественной эстраде. Гораздо в большей степени, чем регулярные теперь уже концерты в Кремле.
Еще два артиста, чьи имена непременно фигурируют в разговорах о "смене власти" в отечественном эстрадном цехе,— Григорий Лепс и Стас Михайлов. Именно троица Ваенга, Михайлов, Лепс, согласно данным самых разных, официальных и неофициальных источников, гастролирует сегодня активнее всего, а стало быть, больше других зарабатывает.
В 1990-е годы, когда эстрада новой России только еще искала свое лицо, сложно было представить себе, что главный гастрольный "вал" будут аккумулировать артисты с отчетливыми ресторанными корнями в музыке. Когда популярный песенный жанр освободился от пут советского идеологического диктата, музыканты бросились осваивать еще недавно запретные западные стили и жанры. Было очень хорошо видно, кто у нас на эстраде MC Hammer, кто Майкл Джексон, а кто Depeche Mode. Автор этих строк отлично помнит, как году в 1991-м Ирина Аллегрова щеголяла в футболке Guns N'Roses. Феномен Алены Апиной, поющей про "юбочку из плюша", воспринимался широкой публикой с иронией, да и в самих песнях и клипах тех же "Комбинации" или "Любэ" было полно самоиронии, поэтому с такой симпатией и сегодня воспринимается песня про бухгалтера или песня про Глеба Жеглова. Эти образы создавали люди, внутренне смеющиеся над своими героями, смотрящие на них свысока, уже как бы со следующей ступеньки эволюции.
ФОТО: Сергей Михеев, КоммерсантъЗаручившись мощной фанатской поддержкой, Григорий Лепс позволяет себе даже рок |
В 2000-е годы главный тренд создали "Фабрики звезд" и "Народные артисты". На рынке появились несколько десятков новых исполнителей, они поехали по городам и весям, и эстрадники старой когорты взвыли. По той же цене, по которой условный Валерий Леонтьев продавал сольное шоу с балетом, теперь предлагались десяток медийных лиц, только что вбитых в головы популярными телеканалами. Песенный материал был далеко не однороден, и хотя среди "фабрикантов" встречались не лишенные таланта персонажи, они все равно шли в пакете, так, чтобы зритель мог после концерта прийти домой с чувством, что деньги отдал не зря — видал того-то, того-то и того-то. Над русскими talent-шоу работали талантливые продюсеры, но в итоге общая масса песен воспринималась как однородное полотно с превалирующими красками популярного тогда R'n'B самого массового американского разлива. В этой ситуации конвейерного производства рядовому потребителю трудно было разглядеть личность. Он получал порцию развлечения, но внутренне скучал по Персонажу.
Появление Григория Лепса не было воспринято сразу всеми однозначно. Собственно, история многолетней ресторанной работы — часть его легенды, без нее Лепс не Лепс. Он до сих пор вворачивает в свои шоу чисто ресторанные зарисовки, которые лишь подчеркивают его сегодняшний статус независимого от чужого репертуара артиста. Григорий Лепс предложил рынку тембр голоса и тематику песен, которые подошли радио "Шансон", а когда стал давать большие живые концерты, оказался любимцем женщин самого разного возраста и социального статуса. Оказалось, что женская часть аудитории буквально истосковалась в ожидании именно такого персонажа — брутального, надежного и искреннего. А Григорий Лепс, обеспечив себе самую мощную фанатскую поддержку, которую только можно представить себе в России, не побоялся экспериментов и регулярно стал включать в свои программы почти уже совсем далекие от шансона материи — песни Максима Фадеева и группы Coldplay, длинные концептуальные рок-баллады.
Стас Михайлов шел в фарватере господина Лепса и не упускал случая ввернуть в интервью упоминание о том, что они вместе начинали в Сочи. В его биографии тоже есть принципиально важная глава о том, что большой шоу-бизнес его "долго не принимал", но "настоящий талант пробил себе дорогу". В музыкальном и поэтическом смысле песни Стаса Михайлова — самое заурядное, что только можно себе представить спетым на русском языке под гитару. Здесь уже работает, вероятно, не музыка, а чистая демография. То есть количество взрослых дам, которым, как воздух, необходима высушенная псевдоесенинская лирика под цыганский гитарный перебор, в стране таково, что суперзвездой может стать полная посредственность.
Елена Ваенга, пожалуй, наиболее уникальное явление в этой когорте. Она, как и многие эстрадные певицы, начинала с того, что пыталась поразить воображение максимальным соответствием "моде". На ее сайте несложно найти ролик "Длинные коридоры" — это свойственное раннему российскому MTV или даже Biz-TV мелькание лиц, назойливые световые эффекты, бесконечная смена нарядов ядовитых расцветок. Сегодня Елена Ваенга работает в самых разных стилях, но понравиться молодежи — последнее, чего она хочет. Своей популярностью она, безусловно, обязана той части репертуара, которая в особой чести у "Шансона", однако публика, похоже, любит певицу за то, что сегодня она в состоянии представить весь спектр архетипичных поющих героинь отечественного образца. Это, грубо говоря, и Люба Успенская, и Майя Кристалинская, и Лариса Гузеева, поющая голосом Валентины Пономаревой. Госпожа Ваенга закрыла сразу несколько тем в женском песенном жанре, и, судя по ее недавнему концерту в Кремле, именно постоянная смена масок и вокальных режимов вводит публику в абсолютно благоговейное состояние. Даже несмотря на то что не очень ясно, где же здесь собственное, выстраданное "я" певицы.
ФОТО: PhotoXpressЕлена Ваенга умело гипнотизирует публику нескончаемой сменой сценических масок и вокальных манер |
Коммерсантъ