Русский бал времён Екатерины

В Рыбинске возвратили к жизни старинную сюиту неизвестного композитора

В минувшие выходные под высокими сводами большого зала Рыбинского музея-заповедника звучала старинная музыка времён императрицы Екатерины.

 

Музыка написана неизвестным талантливым композитором для русского дворянского бала в конце XVIII века. Уникальную партитуру, которая стала настоящим открытием в истории русского барокко, возвратил к жизни рыбинский музыкант, выпускник Санкт-Петербургской консерватории Владимир Хробыстов (на нижнем снимке).

Скорее всего, мир никогда бы не услышал эту редкой красоты музыкальную сюиту, если бы лет двадцать назад, когда Владимир создал ансамбль старинной музыки (тогда он назывался «Рыбинский консорт»), один из его музыкантов – пианист-клавесинист Александр Аханин – совершенно случайно не нашёл старинную партитуру в... макулатуре. Да-да, в макулатуре, которую рыбинская музыкальная школа имени Чайковского уже приготовила для уничтожения за ненадобностью.

Некоторые фрагменты сюиты молодые музыканты уже пробовали играть тогда, к примеру, трогательный менуэт мадемуазель Сенявиной. Но то ли музыканты, как вспоминает Владимир, недостаточно внятно объявили тогда о находке, то ли нашему культурному обществу было тогда не до таких пустяков, – так случилось, что Аханин уехал в Эквадор, а вместе с ним – и партитура неизвестного композитора.

С тех пор в музыкальной истории Владимира Хробыстова уже состоялись интереснейшие проекты – международная концертная серия «Классика без границ», познавательный цикл концертов «Галопом по Европам», летний сезон необычных «добрых вечеров» в рыбинском кафе «Фаэтон», в которых звучала старинная европейская музыка. Артисты ансамбля (сегодня он называется «Воздушные замки») выступали во многих странах мира, в Рыбинск к ним приезжают заниматься студенты музыкальных учебных заведений России, Италии, Швейцарии, Венесуэлы, Украины и других стран.

И вот – новый проект, один из самых сумасшедших, по признанию Володи. Он взялся восстанавливать старинную танцевальную сюиту по памяти. Первыми на бумагу легли звуки Застольной Увертюры, или Столовой Симфонии, а дальше – музыкальные портреты Сенявиных и бальные танцы, среди которых и один из первых русских вальсов, впоследствии распространившихся как один из самых любимых танцев в России.

В чём же ценность этого открытия? До сих пор исследователям истории музыки не были известны танцевальные сюиты, написанные для русского бала ранее 1811 года. Владимир с большой достоверностью заявляет, что эта танцевальная сюита сочинена в 1790 – 1795 годах, уже после французской революции. Её состав и стилистические признаки свидетельствуют о том, что эта музыка написана либо итальянцем, жившим в России и писавшим музыку на заказ, либо неизвестным русским композитором, учившимся в Италии. Вероятность второго даже выше, поскольку музыкальные портреты дворян Сенявиных (или Синявиных), менуэт и полонез, явно написаны близким к этой семье человеком.

Музыка исключительно своеобразна – русская мелодичность в ней сочетается с западной строгостью формы и виртуозными композиторскими приёмами. Танцевальные номера перемежаются с изысканными музыкальными портретами дворян Сенявиных – известной в России фамилии, подарившей стране талантливых флотоводцев. В то время как на столичных балах в поздние годы правления императрицы Екатерины всё более распространялась увеселительная, лёгкая музыка, найденная сюита отличается величественной классичностью, возвышенной красотой, что делает рыбинскую находку уникальной.


Чтобы представить миру уникальную находку, Владимир задумал этот бал в Рыбинском музее-заповеднике. Ансамбль «Воздушные замки», в котором вместе с Володей играют Татьяна Буткина (фортепиано, клавесин) и Людмила Елисеева (скрипка), пригласил в этот проект рыбинский ансамбль исторического танца «Танелорн», который пятнадцать лет назад создала в студенческом клубе РГАТА «Прометей» Юлия Шарапова. Его участники изучили массу литературы, воссоздавая настоящие полонез, менуэт, англез, аллеманд, контрданс, экосез и старинный вальс, сами шили костюмы.

Старинные русские песни, которые непременно звучали в дворянской среде XVIII – XIX веков, подарила гостям выпуск­ница Собиновского музыкального училища Дарья Егорова – певица с лёгким летящим сопрано изумительной красоты, который уже покорил ценителей настоящего музыкального искусства в Рыбинске и Яро­славле. Музыканты «Воздушных замков» считают её одним из самых ярких открытий в своей истории.

Это был чудесный бал, который зрители приняли восторженно. Ну а «Воздушные замки» уже работают над новым проектом.

Северный край


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе