Самый русский скрипач

Беспартийный музыкант, окончивший консерваторию и аспирантуру, воспринимался в Нью­Йорке не как скрипач, а как тайный агент. Уже позднее, когда я приехал в США с ансамблем «Барокко» и встречался с теми же людьми, убедившимися в моих профессиональных качест­вах, я услышал от них логичные и поучительные рассуждения: «Существует определенный стереотип, складывающийся десятилетиями. Русский композитор, русский балет – это проверено временем. Русский скрипач – нонсенс. Лучшими представителями русской скрипичной школы до сих пор были только евреи. Чтобы доказать музыкальному миру притязания русских на скрипку, необходимы время и целая плеяда классных исполнителей». Из новой книги народного артиста России И. В. Попкова.
Концертом «Знаменитые сонаты для скрипки» камерный ансамбль «Барокко» открывает сегодня свой 38­й музыкальный сезон в Ярославле. Но прежде чем маэстро возьмет в руки скрипку, он услышит немало слов признания и восхищения. Поклонники таланта Игоря Васильевича Попкова соберутся в художественном музее, чтобы поздравить любимого артиста с 70­летием.

Изящный, легкий, подтянутый, безукоризненно одетый аристократ – неужели 70? Открытый, любознательный, скрывающий за внешним спокойствием азарт озорного мальчишки – не может быть, что 70! Секрет молодости прост, имя ему – творчество.

Биография «Барокко» с 1968 года была тесно связана с Ярославлем. Поначалу «приписку» успешных москов­ских музыкантов к провинциальному городу многие воспринимали как явление временное. Наберутся сил, получат признание – и улетят, уж если не в дальние края, то в Москву. Но странный руководитель не только не торопился уехать, а начал изучать архивы местных музеев. И вскоре в мир вернулась забытая русская музыка XVIII века.

Наверное, она еще долго ждала бы своего часа, если бы не деятельная любознательность Игоря Попкова, имеющая близкое родство с его необыкновенной любовью и уважением к российской истории. За первым музыкальным открытием последовали и другие. Успех пришел – заслуженный и ошеломительный.

Гастроли «Барокко» имели завидную географию – музыканты побывали на всех континентах. Но Ярославль они не оставляли. Попков никогда не был «заезжим» столичным музыкантом. В благодарность за верность город его полюбил и признал своим. У «Барокко» появились поклонники, настолько любящие и преданные, что помогали и в организации концертов, и в распространении билетов.

К приезду Игоря Васильевича его поклонницы всегда пекли пироги. Теперь некоторым из них уже так много лет, что сделать это нелегко, но порядок есть порядок – к началу сезона пироги должны быть. И сегодня Евгения Исааковна и Евгения Моисеевна многолетней традиции не изменят. Так встречают только родных.

Без преувеличения можно сказать, что Ярославль стал для московских музыкантов вторым домом, а ансамбль для города – музыкальным фирменным знаком. Они уже неразделимы. В трудные 90­е годы, когда стране было не до музыки, многие музыканты уехали за рубеж. Для «Барокко» зарубежьем стал наш город.

Ансамбль никогда не жил просто, четыре раза менялся его состав. Неизменными оставались только сам маэстро и высокий профессионализм исполнения.

В 2001 году «Барокко» вошел в штат Ярославского художественного музея. Игоря Попкова и раньше ярославские музейщики считали своим, теперь все окончательно встало на свои места. Здесь, в старинных залах Губернаторского дома, среди портретов и картин, музыка этого ансамбля оказалась очень к месту. Нужен концерт к выставке «Бубновый валет»? На музыкальной интуиции, прекрасном знании эпох и стилей, иногда даже не видя экспонатов, маэстро так точно «попадал» в тему, что можно было только восторженно удивляться.

И еще одна черта роднит его с музейщиками – стремление к просветительству. Концертная аудитория «Барокко» в последние годы заметно помолодела. Игорь Васильевич с присущей ему легкостью по просьбе музейщиков создает прекрасные детские программы. Для самых маленьких организован цикл занятий, на которых дети знакомятся с музыкальными инструментами, учатся их узнавать и понимать характер сказочных героев через музыку. Согласился Игорь Васильевич и на проведение музыкальных мастер­классов в Ярославле.

Зачем музыканту с мировым именем все эти хлопоты? Кто знаком с Игорем Васильевичем, знает ответ на этот вопрос. Он очень русский человек, понимающий красоту и величие России, испытывающий гордость за ее прошлое и тревогу за настоящее. И в этой главной своей любви он не устает находить возможность быть полезным Родине. Это не высокие слова в день юбилея, это суть музыканта, полученная им в наследство не только от родителей, но и от великих русских – Чайковского, Прокофьева, Свиридова. Наверное, еще и поэтому старинный русский город признал своим этого самого русского скрипача.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе