Среднестатистический слушатель с пятнадцатью абонементами наперевес

Московская филармония отметила 90-летие


Московская филармония отметила свой 90-летний юбилей музыкальным марафоном: с раннего утра и до позднего вечера в стенах Концертного зала им. Чайковского – не только на двух сценах, но и в ресторане – звучала музыка. В целом праздник посетили около 10 тыс. зрителей.


В одиннадцать утра стартовал первый концерт – детский, с оркестром народных инструментов им. Осипова, в полночь финишировали братья Ивановы с джазовой программой. Начинка – хор им. Пятницкого, ансамбль старинной музыки под руководством Татьяны Гринденко, солисты Российского национального оркестра, квартет им. Бородина, ансамбль им. Моисеева. С Государственным камерным оркестром выступил Виктор Третьяков, с симфоническим оркестром филармонии Николай Луганский. На концерт Национального филармонического оркестра пришел министр культуры Александр Авдеев, на Владимира Юровского с Госоркестром (они повторили «Симфонические танцы» Рахманинова из их первой совместной программы) – поклонники дирижера. Ну и конечно, Святослав Бэлза в роли конферансье. Обязательно.


На 80-летии филармонии выступали, за некоторым исключением, те же коллективы. Правда, это был традиционный вечерний концерт. Но между этими двумя праздниками – пропасть. Кажется, вскоре после этого юбилея сняли прошлого директора, к рулю встала новая команда, которая благодаря хорошему управлению и – не в последнюю очередь – набиравшей силу экономике вытащила организацию из застоя. Даже больше – превратилась в монстра, который вытеснил с рынка даже тех, кто до сих пор считался мастером привозить звезд. Один только факт, что старт продажи абонементов сопровождается очередями почти как в советское время (с номерками на руках), говорит о многом. Это, конечно, не значит, что каждый день здесь идут топовые концерты – нет, проходящих, к сожалению, еще довольно много.


Сегодня практически все московские оркестры имеют здесь свой абонемент (выгоднее «сдаться» филармонии, чем организовывать концерты самим). Снять, скажем, Большой зал консерватории под силу очень немногим, а так – все заботы на себя берет организатор. Правда, и эта ситуация может прекратиться: на пресс-конференции директор филармонии Елена Зубарева намекнула, что если консерватория вновь повысит цены на аренду, филармоническим концертам придется оттуда уйти. Своих возможностей для ведения полноценной концертной деятельности у консерватории пока нет, а снимать зал за миллион (по неофициальным сведениям, аренда такова) мало кому под силу. Небольшое отступление: несколько лет назад Павел Коган написал министру кляузу на ректора Тиграна Алиханова, вскоре последнего сняли (по возрасту), и новый кандидат на пост Александр Соколов в некоторых интервью декларировал доступность Большого зала для музыкальных организаций. Что ж, с тех пор аренда для филармонии – а это самая льготная категория (так как берут «оптом») – выросла почти в два раза (по неофициальным сведениям, со 160 до 300 тыс. руб.).


Зрители шли на марафон как на праздник. Кого-то привлекала низкая цена на билеты (100–200 руб.), кому-то было интересно окунуться в этот водоворот филармонической жизни. Тех, кто пришел на целый день, было немало. Одна иностранка (с русскими корнями) приехала специально и привезла дочь-подростка, которая была, кажется, очень довольна. Еще один факт: накануне на филармоническом сайте проводился розыгрыш. Его выиграл молодой человек (!), у которого на текущий сезон куплено 15 абонементов. То есть он ходит на концерты в среднем два раза в месяц. Вопреки устоявшемуся мнению о том, что среднестатистический филармонический слушатель – «тетенька».

Марина Гайкович

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе