«То колокола стон, / То звук слезы…»

Имена органистов Жана Пьера Стайверса и Хироко Иноуэ известны всему миру. В конце апреля их концерт «И. С. Бах. Искусство фуги», организатором которого выступил благотворительный фонд содействия развитию музыкальной культуры «Belcanto», прошёл в Москве.

…Где, как не здесь, в евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла, органично звучание органа — любимого инструмента великого И.С. Баха, написавшего для него огромное количество произведений? И именно с ним связано исполнительское искусство Жана Пьера Стайверса — титулярного органиста собора Святого Кристоффеля в Роормунде, главного органиста Лимбургского симфонического оркестра, главного органиста Королевского филармонического оркестра Фландрии.

В программе концерта Токката и фуга ре минор, Фантазия и фуга до минор, три хоральные прелюдии — «Allein Gott in der Höh sei Ehr», «Trio super: Allein Gott in der Höh sei Ehr», «Von Gott will ich nicht lassen», Фуга соль минор, Сюита для оркестра № 3 ре мажор.


Дуэт музыкантов необычен. Жан Пьер Стайверс родился в «Королевстве тюльпанов» — так, как известно, называют Нидерланды. Родина Иноуэ Хироко — Страна восходящего солнца. Впервые Жан Пьер и Хироко Иноуэ встретились в 2005 году в Калининграде, на IV Международном конкурсе органистов им. Микаэла Таривердиева, на котором Жан Пьер, первый призёр этого конкурса в 1999 году, был членом жюри. Потом они стали выступать на разных концертах. После одного из них — в Московском международном доме музыки — родился их союз. Сын Таро уже школьник.

Еще несколько штрихов.

Помимо органа Жан Пьер Стайверс обучался фортепьяно и духовной музыке в Консерватории в Маастрихте и Консерватории им. Яна Питера Свеелинка в Амстердаме. Призёр органных конкурсов в Дублине, Люцерне (первый приз Баховского конкурса), Шартре и других. С сольными концертами, а также в составе различных ансамблей активно гастролирует в Европе, Японии, США и России.


Хироко Иноуэ училась в Киотском университете изящных искусств. С отличием окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И.Чайковского по классу фортепиано (проф. Наум Штаркман) и по классу органа (проф. Алексей Паршин), а также аспирантуру как органистка и пианистка. Повышала профессиональное мастерство в Консерватории Принца Клауса (Нидерланды). С 2006 года солистка и органистка Калининградской областной филармонии. Параллельно продолжает активную концертную деятельность в других городах России и за рубежом. Лауреат международных премий.

Звучанье Баха
Снова первозданно,
Его дыханье
Рвётся в вышину.
И мы у этой пленницы органа —
У музыки,
У музыки в плену. 

То гром грозы,
То оклик океана,
То вздох дождя,
То колокола стон,
То звук слезы,
Сорвавшейся нежданно,
А то ручья
Весёлый перезвон.

Бой хрусталя,
Биение капели,
Как взлёт весны,
Собора небосвод*.

…Их стиль — совершество. Окрылённость и блеск, мощь и бьющая энергия, чёткая «графика» звуков и неисчерпаемое богатство красок, гармония простоты и сложности.

Виртуозно используя многообразные регистры органа, вселенский масштаб баховской полифонии, ярко, вдохновенно, глубоко чувствуя мелодию, устремлённую в иное, неземное пространство, они соединяют века — XVIII и ХХI.


…Последние звуки аккордов. Потрясённый гениальным исполнением бессмертной музыки, зал замер в неожиданно затянувшейся тишине. И вдруг взорвался аплодисментами, долго стоя выражая свою признательность, уважение и восхищение улыбающимся, доброжелательным музыкантам — сдержанному Жану Пьеру и его изящной, как ветка сакуры, Хироко.

6 мая 2017 года

__________________________

*Из стихотворения «Бах в Домском соборе» Б. Дубровина.

Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе