Церковное пение – это молитва

Так говорит регент хора храма Смоленской Божией Матери села Устье Ярославского района Виктор Пилецкий. Профессиональный музыкант и верующий человек он знаком многим ярославцам. Виктор Эдуардович пел в хорах ряда храмов города Ярославля. А три года назад он возглавил певческий коллектив – хор храма Смоленской Божией Матери в селе Устье в Ярославском благочинии. И уже выступил с ним на Зиновьевском фестивале хорового пения.

Многие годы Виктор Эдуардович, хоть и принимал участие в проходивших в Ярославле Зиновьевских вечерах, но лишь в качестве зрителя и слушателя. Побудительным мотивом к выступлению стало, пожалуй, место – поселок Борисоглебский, родина отца Василия, говорит он.

Как профессиональный музыкант и опытный регент Пилецкий высоко ценит музыкальный дар и творчество композитора Зиновьева. К тому же, его прадед протоиерей Константин был знаком с отцом Василием, не раз слушал хоры, которыми тот руководил, и всегда оставался его почитателем, о чем и рассказывал подрастающему правнуку.

- Наш хор, — представляет Виктор Эдуардович свой коллектив, — начинался с двух человек – меня и Сергея Надеждина. Мы по просьбе отца Алексия стали ездить из Ярославля в село Устье, чтобы участвовать в богослужении. Среди местного населения певчих не нашлось. Постепенно, друг за другом люди появились, также ярославцы - Олег Орлов, Петр Дарьин, Андрей Селевко, Андрей Вильшонков, Андрей Михачев, Евгений Хилькевич. Физик, программист, два преподавателя, юрист, инженер. Профессиональных музыкантов, кроме меня, нет. Даже начальную музыкальную подготовку имеет только один человек. Но мы начали репетиции.

Первые проходили в квартире одной из наших прихожанок. Там был инструмент — пианино, и свободная комната. Но по мере роста коллектива она стала нам мала, и помещение для репетиций предоставил нам директор ярославской школы № 9, но и его потом пришлось сменить. А в Устье из Ярославля мы ездим на каждую службу.

Хор наш мужской, стараемся петь просто, без изысков, так сказать, церковным обиходом. Начинали с одноголосья, оно соединяет хор и формирует культуру пения. Это древнее знаменное пение. Оно трудно, непривычно уху современного человека, но так пели на Руси. Церковное пение – это ведь тоже молитва, это разговор с Богом, а он не может быть спешным или непонятным. Каждый человек в храме должен слышать и понимать слова этой молитвы.

На фестивале в Борисоглебском устьинский хор выступил с тропарем Божией Матери «Смоленская», который Пелецкий и его сотоварищи исполняют за каждым богослужением в своем храме. Спели они и Стихиры Пасхи знаменного напева, и предначинательный псалом «Благослови душе моя Господа» греческого распева. А вот произведений Зиновьева в репертуаре хора нет. — Отец Василий создавал их для детских и смешанных хоров, а не таких, как наш, — объясняет Виктор Эдуардович.

Участие в фестивале приняли более двух десятков хоров, в том числе и профессиональных, но устьинский, фактически только начинающий свою жизнь, не затерялся в этом многоголосье, отмечали руководители фестиваля. Они уверены, что у этого коллектива хорошее будущее и ждут его на борисоглебской сцене в будущем году.

Сейчас Владимир Пилецкий и другие участники хора по-прежнему сопровождают богослужение в храме, на спевках и в благотворительных концертах, на которые приглашают их ярославцы, совершенствуют свое вокальное мастерство, доставляя огромное удовольствие слушателям и приобщая их к Православию.

Ирина Хрупалова

Яролавская митрополия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе