Уникальный орган установлен в Большом театре

На исторической сцене Большого театра скоро зазвучит уникальный орган. Сегодня сложнейший духовой инструмент, специально созданный для главного оперного театра, получил наконец официальное "добро". Новый орган блестяще прошел испытание, которое устроили ему главный дирижер Большого театра Василий Синайский вместе с профессиональными органистами.

Сразу несколько московских органистов тестируют новый орган в Большом. Евгения Кривицкая и Екатерина Мельникова играют в четыре руки. Спецзадание от главного дирижера Большого Василия Синайского, чтобы проверить весь диапазон органа. В прошлый раз немецкий инструмент экзамен провалил.
"Орган звучит по другому, и он не только царь оркестра. Для меня это важно, я приноравливаюсь к звучанию оркестра. Все вместе это будет драматургически интересно", – заверяет Василий Синайский.

До реконструкции в Большом были два электрооргана, но их не сравнить с настоящим. Здесь около двух тысяч труб. Два пульта: один – в оркестровой яме, другой – дублирующий, высоко над сценой, на девятом ярусе.

"В момент реконструкции устанавливали частями. Клавиатуру видим частями. Это только надводная часть айсберга – огромная механика", – заверяет управляющий оркестром Большого театра Александр Шанин.

Не каждый оперный театр может позволить себе такую роскошь. Хотя традиция эта давняя – в императорских театрах органы появились в XIX веке и украшали своим звучанием оперы и балеты.

Пока своего штатного органиста в Большом нет. Будет проведен кастинг. Но укротить этого гиганта непросто.

"Сами трубы находятся сбоку, далеко. Получается акустическое отствавание самого звучания, и выстроить баланс сложно", – поясняет органистка, композитор, аранжировщик Екатерина Мельникова.

На девятом ярусе посторонних не бывает. Именно там находится сердце органа. Идти можно только боком, а к трубам можно прикоснуться только в перчатках. Иначе нарушится температурный режим, изменится звук, орган начнет фальшивить.

С помощью педалей открываются швеллера, они чем-то напоминают жалюзи, и звук уходит в зал. Здесь, как в космосе, есть даже пульт управления органа.

"Органист может записать музыку, нажать на кнопку и уйти – пусть орган сам играет", – говорит настройщик Борис Шаев.

Скоро орган в Большом зазвучит в балете "Ромео и Джульетта" и в опере "Тоска", внося особо торжественную ноту.
Новости культуры
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе