«В моей жизни есть музыка и кино»

Так говорит о себе Елена Степанкова Очередной Международный органный фестиваль в восьмой раз проводился в Ярославле. Когда прозвучала последняя нота импровизации немецкого органиста Мартина Штефана, знаменитые органисты-музыканты и органостроители, как всегда, подводили итоги встречи – вспоминали о своих учителях, радовались за учеников, живших и живущих в разных странах.Известный органный мастер, сейчас директор фирмы «В. Зауэр», Петер Фрессдорф, при чьём участии появился ярославский орган, живущий под его постоянной опекой, поднял тост:
– Я особо благодарю нашу замечательную ведущую мадам Елену. Это она говорит вам, что вы должны исполнять!

Присутствовавшие дружно и весело зааплодировали.

Действительно, Елена Николаевна Степанкова большую часть жизни связала с Ярославской филармонией. Пришла сюда музыкальным редактором после окончания музыкального училища и филфака Казахского государственного университета. Быстро завязывались связи с газетами, расширялся круг гастролёров. Как-то очень к месту пришлась она в Ярославле. А один из первых американских артистов, с большим успехом выступивший при её активном участии, пианист Фенкс Винз, уехав, прислал из-за океана директору нашей филармонии письмо, что будь такая преданная и способная личность в штате любого американского оркестра, обмен музыкантами обязательно оживился бы.

Но у филармонии в то время была другая важная проблема – не было ведущего для концертов. Приглашаемые драматические артисты или студенты как-то не вписывались в атмосферу высокой музыки. И однажды руководству пришла оригинальная идея – попробовать в такой роли Елену. А она с любопытством отнеслась к предложению. Члены художественного совета устроили просмотр и прослушивание. Показали, откуда выходить на сцену, какие слова сказать. Всё прошло отлично. Звук «летел», тембр – прекрасный, движения изящные. Так был сделан шаг в новую и, как оказалось, такую яркую её профессию.

Мы говорили о Елене с заместителем директора Григорием Александровичем Быковым, знавшем о её сорокалетнем стаже. Он говорил о Елене и о месте ведущего на сцене. Это дар, особенный и редко встречающийся. Всего несколько минут на сцене, но за этот миг надо ввести зрителя в прекрасный мир музыки, настроение всего концерта – а в зале такие разные люди. Елена Николаевна – настоящий профессионал. У неё обширные знания в сфере музыки и кино (о кино – чуть позже), обаяние, тонкий вкус и в слове, и в одежде.

Когда в Ярославле появился орган, началась особая страница в жизни Елены Николаевны. Органистка Любовь Шишханова сразу же предложила ей сотрудничество – сначала ассистенткой, потом бессменной ведущей. Без Елены теперь не представишь органного концерта. Хотя сама она отделалась лишь весёлой шуткой: платье пришлось сменить. На фоне серебристого совершенства органа появилась женщина в длинном бархатном платье с вологодскими кружевами. И перед каждым концертом все эти годы она обязательно звонит Любови Башировне – спрашивает, в каком костюме будет та. Это, конечно, лишь внешняя чёрточка: сочетание звуков и цвета. Но сколько ещё другой работы – помогают богатая фонотека и обширная музыкальная библиотека. В нескольких словах нужно сказать многое – не кичиться собственной эрудицией, а подготовить слушателя к встрече с музыкой. Никогда не читает имена исполнителей по программке. А чтобы не спугнуть тишину ожидания музыки, на сцену выходит особенной лёгкой и бесшумной походкой.

Последние пятнадцать лет Елена Николаевна реализует себя ещё и в том, к чему с юности испытывала особую привязанность, – кино. В Ярославле благодаря ей возник и успешно процветает в кинотеатре «Родина» клуб с абонементом «В мире прекрасных звуков». Даже столичные кинодеятели не перестают удивляться – в нашем городе живёт содружество любителей музыкальных фильмов. Да мало сказать живёт, участвовать в нём – признак какой-то особой избранности, доступной, впрочем, любому, если не запоздаешь с приобретением билета.

Синий зал «Родины» всегда полон до отказа, порой приставные стулья собирают по всему этажу. Елена при её неотразимой коммуникабельности умеет найти подход к самым строгим хранителям запасников, и значит, всё самое драгоценное попадает к нам. В коротких эмоцио­нальных информациях Елены не может быть места каким-то сомнительным фактам, здесь только высокий стиль изложения, необыкновенно чистая и красивая дикция, всегда красивый наряд.

Ярославцы гордятся органом и киноклубом, есть постоянная заинтересованная публика вокруг Елены Степанковой. Хорошо известный горожанам Станислав Сергеевич Клитин, доктор искусствоведения, академик Санкт-Петербургской академии театрального искусства, вспоминая о Ярославском киноклубе, обязательно говорит, что Елена Николаевна – уникальный специалист.

В прошлом году в канун 1000-летия города журнал «Элитный квартал» опубликовал любопытную фотосессию под девизом «Золотой запас Ярославля» – фотографии самых известных наших земляков, влияющих на жизнь города. Среди них и портрет Елены Степанковой – в чёрном брючном костюме с длинной жемчужной нитью, причёска – волосок к волоску.

Она всегда выглядит так, как будто стоит под взглядами своих зрителей. В действительности главный зритель – она сама. Даже в соседний магазин за пакетом молока не выйдет, пока не приведёт себя в порядок. И всё ей к лицу, а, например, в том платье, в котором вела первый органный концерт, она и сегодня может выйти на сцену – оно ей впору. А ещё над ней ласково посмеиваются друзья: возможно, она единственная, кто всегда в сумочке носит щётку и тряпочку, и куда бы ни пришла, прежде всего аккуратно почистит туфли.

Она удивительно пунктуальна во всём – деловые бумаги, вырезки из газет, фотографии всегда на месте. Постоянна в привычках – в любимую Ялту ездит уже более двадцати лет, в одно и то же время. Любит писать длинные подробные письма. Очень мало спит, но всегда встаёт свежая, как травинка после дождя.

А жизнь у неё, несмотря на обилие цветов, музыки, аплодисментов, не была лёгкой и простой. Но было главное счастье – муж Александр Андреевич Степанков, который её обожал, и дети. Известный ярославский детский врач, организатор детской реанимационной службы (я о нём писала в статье «Десять тысяч жизней доктора Степанкова»). Но, наверное, спасённых им детей было гораздо больше, а свою жизнь он никогда не берёг, потому и ушёл раньше времени. Сын, дочь, зять – врачи, как он. Старший внук Александр заканчивает медакадемию, ещё трое подрастают. Все обожают бабушку, говорят, что с ней интересно.

В эти дни Елена Николаевна отмечает свой юбилей. К нему готовилась старательно, как к выходу на сцену. По просьбе детей написала свою биографию на двенадцати страницах! И в эти же дни вела концерты и клубные встречи, как всегда, оставаясь связующим звеном между залом и мощной торжест­венной органной музыкой даря слушателям и зрителям красоту и бессмертную молодость настоящего искусства.
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе