«Веснушка»

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
(Ин. 1, 5).

Всероссийский фестиваль студенческих и академических хоров «Веснушка» - яркое и значительное культурное событие в музыкальной жизни Ярославля – будет проходить с 22 по 25 апреля 2010 года и станет подарком к тысячелетию города. Событие подобного масштаба - не просто серия концертов и мастер-классов, долгожданные встречи любителей хорового пения, но и возрождение старых добрых традиций, открытие новых ярких художественных явлений, еще не получивших признание публики, а главное - повод вспомнить о тех корифеях (пусть представляющих любительскую линию), благодаря которым хоровое искусство и существует в эти трудные и напряженные для всей страны времена.

«Веснушка»

Всероссийский фестиваль студенческих и академических хоров «Веснушка» проходит в Ярославле с 2006. Идея фестиваля зародилась после проведения совместного концерта ярославских и вологодских любительских хоров. Его давали всего четыре коллектива – мужской камерный хор «Ярославский спев» (руководитель – Алексей Корнев), молодежный хор «Этерия» (руководитель – Елена Баронкина) и «Юнона» и «Хоровая механика» (руководители – Ирина Ерахнович и Михаил Гоголин) вологодских педагогического и технического университетов. Концерт прошел на ура. Организаторы решили пригласить на будущий год и другие хоры.

Репертуар хоров, принимающих участие в фестивале, охватывает самые разные стили и эпохи: это русская и зарубежная классика, духовная музыка, русские народные песни, песни народов мира, произведения современных композиторов, произведения-шутки, джаз.

По мнению организаторов, фестиваль призван возродить популярность любительского хорового пения, повысить его статус в глазах слушателей и самих участников хоров до уровня явления духовной национальной культуры, объединяющего людей, воспитывающего в них дух патриотизма.

22 - 25 апреля 2010 года. Фестиваль «Веснушка» будет проводиться в пятый раз и станет подарком к тысячелетию Ярославля. Официальная поддержка фестиваля – Управление культуры мэрии г. Ярославля, ЯрГУ им. П.Г. Демидова и Межрегиональный Благотворительный фонд Митрополита Питирима «Белый город» (г. Москва).

По сообщению художественных руководителей фестиваля Елены Баронкиной и Алексея Корнева, в предстоящем форуме примут участие 26 хоровых коллектива со всех уголков России (всего около тысячи (!) человек): Екатеринбурга, Петрозаводска, Перми, Самары Вологды и др. Санкт- Петербург представят 3 студенческих хора: Академический хор имени А.И.Крылова Санкт-Петербургского государственного технологического Института, Академический хор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) и Хор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета «Полигимния».

В год празднования тысячелетия Ярославля, город посетят крупнейшие студенческие хоровые капеллы России: Петрозаводского, Самарского, Пермского университетов, а также известная хоровая капелла главного ВУЗа страны - Академический хор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, история которой насчитывает двести лет!

Концерты фестиваля пройдут в залах Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, где состоится торжественное открытие фестиваля, Ярославского Художественного музея, ДК «Нефтяник», концертном зале ДК Добрынина. Торжественное закрытие, ГАЛА КОНЦЕТ фестиваля пройдет в Ярославской государственной филармонии, в концертном зале им. Л. В. Собинова.

«Хор – живое воплощение гармонического начала в человеке и мире»

В преддверии старта фестиваля имеет смысл сказать несколько слов о том, что являет собой некое посредническое начало между мирским абсолютом и человеком, а именно – хоровом искусстве как одном из самых изящных и сложных ответвлений музыкального искусства.

Хоровое искусство в течение огромного исторического периода было непосредственно интегрировано в процессы жизни людей, являясь ярким воплощением ментальных особенностей, эстетических, философско-религиозных, этических взглядов, господствующих в ту или иную историческую эпоху. Хоровое искусство оказывало огромное влияние на духовный мир человека и его взаимоотношения в обществе, способствовало формированию адекватного восприятия картины мира, общества, личностной, мировоззренческой позиции, положительного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям.

Влияя на сознание человека акустическими и интонационными свойствами музыкального звука, вокальной природой хоровой деятельности, сочетанием музыки с поэтическими элементами на основе коллективного исполнения произведений, в процессе хоровой деятельности происходит приобщение людей к ценностям культуры и национальным традициям, выстраиваются межличностные связи, отвечающие гуманистическим запросам современного общества.

Хоровая музыка, при истинной красоте звучания, в религиозном аспекте проста. В христианском мировоззрении простота становится основой красоты. Самому Богу присуща простота, поэтому все простое угодно Ему. Именно простота выявляет потаенный смысл священных текстов, молитв, своей гармонией помогая их запоминать.

Общение с гармонией приносит очищение. Радость причастности к мировому абсолюту, духовный рост, который испытывает человек, ведет его к выполнению цели жизни - к духовности, соборности, к осознанию собственного назначения.

«Истинная красота человеческого общения»

Хор не может состоять из людей враждебных. Чтобы спеть хорошо, люди находят общий язык, подстраиваются друг к другу. Можно даже говорить о том, что хор – это образ идеального государства со своей социальной стратификацией, разделением внутригосударственных обязанностей (тенора, сопрано, басы, альты), со своим законодательством и официальной идеологией (партитура), которой обязаны придерживаться все.

Объединенный хор живет на сцене, словно единый организм, подвластный лишь жесту своего справедливого и разумного государя - дирижера, демонстрируя точность штриха, безупречность артикуляции, выверенность интонации и строя, а также все возможные градации звука - от просветленно-атмосферного пианиссимо до монументального и брутально экзистенциального фортиссимо, отражающего величественный и необузданный разгул человеческих чувств и эмоций в своей богатой палитре красок; от легкого, подвижного стаккато - до мощного тембрового вибрато.

«Хоровое движение»

Не секрет, что сегодня все больше молодых людей осознают, что современные вечеринки, сомнительные тусовки, бессмысленное времяпрепровождение на улице ничего здравого и ценного в жизнь не привносят, превращая человека в раба своих страстей и пороков, нивелируя личность. Свой круг общения, в котором можно найти верных друзей и даже свою вторую половинку, нужно строить с умом, постоянно познавая и совершенствуя самого себя. Поэтому сейчас все большую популярность набирают любительские виды спорта, любительский театр, любительский хор…

Многие думают, что в хоровых коллективах поют исключительно безнадежные «ботаники», знайте – это миф. В репертуар любительского хора могут входить произведения и духовного жанра, и классика, и джаз, и даже обработки современных шлягеров.

Однако хоровые коллективы не ограничиваются только своей непосредственной деятельностью. В любительских коллективах принимают участие люди самых разных профессий, которые дружат и делают общее дело. Они занимаются активными видами спорта, устраивают поездки за город, праздники, капустники, конкурсы, ведут плодотворную творческую жизнь во многих областях искусства. А на репетициях, помимо вокальной деятельности, выстраивается особый вид общения, в котором есть место и разговорам на литературные, философские, эстетические темы, размышлениям о природе и роли искусства в жизни человека.

О хоре можно говорить, как об особой ячейке общества, большой семье, где каждый, обладая своим уникальным голосом, вкладывает частичку в создание общей гармонии, как основной константы музыкального искусства вообще. Наверное, именно непрофессиональное художественное творчество в современных реалиях и призвано бороться с какофонией и тьмой в душах и сердцах людей…

«Свет в конце тоннеля?»

Интерес к хоровому движению России в глобальных масштабах общества проявится только тогда, когда вспомнят о значимых социальных и культурных проблемах вообще. А поскольку сейчас все ценности сведены к власти нефти и денег, капиталистическим отношениям и глобализации, ни о каком хоровом движении (как о явлении организованном и отличающемся целенаправленным развитием) в России говорить на данный момент пока рано.

Вся беда в том, что на словах мы говорим о величии России, о ее многовековых корнях и, следовательно, о давних хоровых традициях, а на деле - все это остается на уровне позерства, а на первом плане современного человека оказывается страсть к личному благополучию, комфорту, всевозможным проявлениям индивидуализма не всегда в положительную сторону. Поэтому говорить сейчас о каком-либо широкомасштабном движении, как это было в конце 50 - 60-х годов прошлого века, при воссоздании Всероссийского хорового общества вряд ли придется. Но тогда были сформированы особые социально-политические условия, вызванные, в первую очередь, «хрущевской оттепелью». Сегодня другие времена, и государство не очень-то заинтересовано в возвращении прошлых массовых форм хорового творчества. Это требует больших вложений, которых, к великому сожалению, в культуру вкладывать никто из властьпридержащих не собирается. Одна надежда на инициативных людей, коих, к великому счастью, не мало.

Поэтому начинать стоит не с глобального уровня, а с регионального, или, может быть даже с отдельных городов. И, наверное, не стоит любой ценой стремиться к массовости, увеличению членства.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе