Волынщики у врат рассвета

Дебютному альбому легендарных Pink Floyd «The Piper At The Gates Of Dawn» исполнилось 55 лет!
(фото: ru.wikipedia.org)


Наши исследования знаковых альбомов легендарных групп и исполнителей продолжаются. Безусловно, мы не могли обойти своим вниманием уникальное творчество корифеев британского арт-рока и сопутствующего ему психоделического звука Pink Floyd, чьи произведения (начиная с первоклассного юбилейного дебютника) имеют некоторые существенные отличия от их заокеанских братьев и сестёр по «музыкальному оружию». Рассмотрим их в дальнейшем.


Психоделию, как любопытное и не совсем обычное музыкальное направление, характеризует отрешение от принятого в те времена стандартного композиционного трёхминутного формата (в сторону его удлинения) и поднимаемых в нём приземлённых земных и любовных проблем. Песни исполнителей представляли собой «потоки сознания», подчас неконтролируемые выплески эмоций и чувств, навороченную лирику, космические «пульсации» и соответствующее единение со зрителями. Также приветствовалось и практиковалось введение различных технических новшеств, сценических звуковых и световых спецэффектов, грима и необычных костюмов музыкантов.

То есть, музыкальная сцена середины-конца 1960-х годов (о чём мы не раз писали) представляла собой широкое поле для экспериментов, где во время представления можно было танцевать, лазать по декорациям, осыпать зрителей цветами, метать в музыкальные инструменты (гонг) картофелем (как это делал Роджер Уотерс), проецировать на сцену размытые изображения («жидкие» слайды) или свою тень с помощью диапроектора (чем увлекался Сид Барретт) или пилить дрова, подключив звук к усилителю (вариант Ника Мейсона). И, конечно, мало какая композиция обходилась без гитарных импровизаций, намеренно насыщенных «фидбеком» и другими звуковыми искажениями. Добавьте сюда изощренную лирику, и вы получите великолепный, впечатляющий и изысканный «коктейль», удовлетворяющий вкусам не только музыкального андеграунда, продвинутых эстетов, завзятых меломанов, но и любого человека, мало-мальски интересующегося музыкой.


Оригинальный состав коллектива Pink Floyd и его ярких представителей, являющихся героями данной статьи, сложился к 1966 году. Не вижу смысла подробно перечислять этапы становления флойдов, так как мы не пишем справочник. Во многих музыкальных энциклопедиях и книгах, посвященных группе, эти моменты отражены весьма подробно. Отмечу, лишь существенные, на мой взгляд, нюансы. Ибо, как и для героев другого нашего исследования о не менее знаменитой британской арт-роковой формации Genesis (о чем мы писали) местом знакомства и оформления будущих музыкальных идей у участников Pink Floyd стала затягивающая в омуты вольнодумства студенческая среда (с сопутствующими ей богемой, андеграундом, художественными, литературными, мистическими, философскими, политическими, сексуальными и прочими течениями) формировавшая спонтанное человеческое жизнетворчество (в том числе через рок-музыку).


Sigma 6
(фото: ru.wikipedia.org)


Так случилось, что будущий басист и вокалист Роджер Уотерс, клавишник Ричард Райт и барабанщик Ник Мейсон протирали штаны в лондонском политехе, где и познакомились. Вокалист, гитарист, основной автор первоначальных текстов команды – Сид Барретт был чем-то занят в художественной школе и присоединился к ним позже. До своего судьбоносного знакомства на одном из концертов ребята с переменным успехом музицировали в разных малоизвестных группах, впервые собравшись вместе в проекте под названием Sigma 6 в конце 1965 года. Сама атмосфера тогдашнего «бурлящего» Лондона (благодаря музыкальной богеме ставшим одним из «центров силы») с его тогдашними грёзами, духом свободы и новизны не могла не оказать влияния на творческие изыскания юных музыкальных дарований, чей возраст к 1966 году лишь немногим перевалил за 20-летнюю отметку. Но в случае Pink Floyd (которые сначала назывались The Pink Floyd Sound, потом The Pink Floyd в честь знаменитого блюзового дуэта в лице Флойда Каунсила и Пинка Андерсона из американского штата Джорджия) молодость, кипящая энергия, нестандартные идеи и незашоренность артистов сыграли им на руку!

Несомненно, что на становление музыки Pink Floyd повлияли находки Литтл Ричарда, Бо Диддли, Чака Берри, The Beatles, Love, The Rolling Stones, The Kinks, Эрика Клэптона, The Byrds, The Who, The Beach Boys, The Mamas & The Papas и многих других ярких музыкантов. Но музыкальный подход Pink Floyd имел важные отличия от творений американских коллег. Его суть состояла в том, что творчество флойдов опиралось не столько на мистические концепты, сколько дерзко претендовало на синтез обширного культурного (и не только музыкального) прошлого. В ход шло всё: причудливое смешение стилей (в том числе электронных), усложнение ассоциаций, поэтическая эквилибристика, отсылки к знаменитым литературным произведениям и много чего ещё. Локацией для обкатки идей музыкантов на публике стал знаменитый клуб «UFO» (не премину отметить одну из важнейших ролей тогдашних рок и других музыкальных заведений, как «инкубаторов» новых групп, трендов и мест для их публичной реализации – авт.). Выход «The Piper At The Gates Of Dawn» предварили два сингла: «Arnold Layne» и «See Emily Play».


Известный музыкальный журналист и продюсер звукозаписи Пол Роланд в своей книге «Рок и Поп» говорил, что: «Floyd во главе с эксцентричным Сидом Барреттом были в лучшей позиции, чем большинство других групп. Они очень преуспели в исследовании внутренних ландшафтов сознания (подсознания – авт.) и передаче их сюрреалистических перспектив, не утратив при этом детского чувства удивления. Сломанный, нетривиальный стиль игры гитариста (и солиста) Барретта и причудливая игра слов – вот и всё, что придаёт этим трекам привкус психоделических «переживаний», ничуть не снижая их дивного шарма». Который, на мой взгляд, за прошедшие с тех пор более чем 50 лет, ничуть не утратил своей привлекательности!


Roger Waters
(фото: Wikimedia Commons/ Christian Leonard Quale)


Авторитетный музыкальный журнал Classic Rock в специальном выпуске №4, посвященном 1960-м годам, так отзывается о «The Piper At The Gates Of Dawn»: «Ни у одной другой группы первый выпущенный альбом настолько разительно не отличается от всего последующего её творчества, насколько «The Piper At The Gates Of Dawn» отстоит от того, чем группа Pink Floyd занималась в дальнейшем».

Название диска отсылает к жемчужинам поэзии и прозы эпохи конца 19 – начала и середины 20 века. А точнее к сказочному произведению шотландского литератора К. Грэхема «Ветер в ивах» (1908 г.). Пластинка начинается с астрономической, обыгрывающей тему «потерянности в гигантских космических пространствах» «Astronomy Domine». Заданную тему не то, чтобы нагнетают, а по-своему интерпретируют и развивают метафорические «Lucifer Sam» и «Matilda Mother», отсылающие к абсурдным стихам Э.Лира. Пылающая «Flaming» с «ездой на единороге», «созерцанием лютиков», «дрёмой в оцепенении», «лежанием на одуванчиках» и прочими выдуманными прелестями в духе историй Л. Кэролла, а также инструментальная «Pow R. Toc H.», рисуют безбрежное поле фантазий и ассоциаций. «Take Up Thy Stethoscope and Walk» вполне благожелательна и, в соответствии, с канонами английской иронии описывает беседу с Доктором и посылает ищущих туда, «куда глаза глядят», пока «цветут цветы». Тут главным, по мнению Уотерса, является «идти…хотя плавится мозг».


Пугало
(фото: Татьяна Егорова)


Их изыски продолжает инструментальный, впечатляющий гимн, оформленный в виде почти 10-минутной психоделической сюиты «Interstellar Overdrive» («Межзвёздная Перезагрузка») приблизительно показывающей, куда будет лежать будущее «путешествие» флойдов. Под занавес настаёт черед явления сказочного гнома по имени Кримбл Кромбл, носящего зеленую тунику и зелёно-голубой колпак, словно сошедшего со страниц произведений Р. Толкиена, в треке «The Gnome» и отблеск постепенно проявляющихся изменений в сознании Барретта в «Chapter 24», приправленных чудной и по-своему философской «The Scarecrow» (перевод текста которой мы предложим читателям в конце статьи). Венчает всё великолепие альбома грустная, невыдуманная жизненная история, о взятом взаймы велосипеде, постаревшем мышонке Джеральде, часах и музыкальных автоматах, рассказанная в композиции «Bike».


В записи приняли участие: Сид Барретт спел на вокале и сыграл на гитаре; Ричард Райт сыграл на клавишных, органе и спел на вокале в одной из композиций; Роджер Уотерс сыграл на бас-гитаре и спел на вокале; Ник Мейсон запечатлел игру на ударных. К продюсированию альбома приложил руку Норман Смит. Инженером звукозаписи выступил Питер Браун. Запись происходила на знаменитой студии «Abbey Road». Есть слух, что флойды даже присутствовали (как слушатели) при записи одной из композиций The Beatles «Lovely Rita». Причудливые тексты и идеи песен принадлежали и написаны в основном Сидом Барретом. У него было сильно развито мелодическое чувство, что позже также проявилось в его сольниках «Barrett» и «Madcap Laughs» (о чём поговорим отдельно). Часть песен из «The Piper At The Gates Of Dawn» написана в соавторстве с Райтом (1, 3, 5, 7). С Мейсоном и Уотерсом (5 и 7). Авторство 6 трека полностью принадлежит Уотерсу, который наряду с Барреттом, являлся основным творческим генератором группы.

В оформлении обложки была использована фотография Вика Сингха. При ёё создании Вик применил модный спецэффект, когда портреты музыкантов Pink Floyd раздваиваются в полном соответствии с экспериментально-психоделической начинкой пластинки. При создании буклета пригодились фотографии Дезо Хоффмана, Адриана Бута, Криса Уолтерса и неизвестных фотографов. В итоге, скандальный сингл «Arnold Layne» по своему выходу в августе 1967 года «окопался» в первой десятке английских музыкальных чартов, так же как впоследствии и сам альбом. Интерес к нему у публики остаётся стабильным и со временем растёт. Достоинства «The Piper At The Gates Of Dawn» отметили авторитетные музыкальные издания, вроде: Q, NME. Пластинка заняла 347 позицию в списке «500 Величайших альбомов всех времен» по версии журнала Rolling Stone.


Syd Barrett
(Wikimedia Commons/Bojars)
Syd Barrett (Wikimedia Commons/Bojars)


Закругляясь, вновь процитирую Classic Rock, где рассуждают о том, что: «Даже немного странно считать этот альбом релизом Pink Floyd. Да, впрочем, он таковым является только номинально, ибо ни для кого не секрет, что создан «Волынщик» был фактически одним человеком – Сидом Барреттом. Одни считают его гением, стоявшим у истоков психоделик-рока, другие просто инфантильным студентом-недоучкой с «тараканами» в голове. Но, вне зависимости от того, как относиться к этому человеку, нельзя не признать, что он состряпал удивительный альбом, не похожий в то время, ни на что вокруг…Масштаб личности Барретта (какой бы она не была) ещё долго витал над группой. Внимательно вслушиваясь в этот бесконечно очаровательный альбом, нетрудно понять, почему».

Интересно, что «The Piper At The Gates Of Dawn» не оказал существенного влияния на будущую музыку и композиции флойдов. Но до сих пор многие задаются вопросом – как пошло бы развитие Pink Floyd в дальнейшем, не случись с Сидом Барреттом то самое «Помрачение рассудка» и его дальнейшее непредсказуемое поведение? Которое было аллегорически обыграно в названии диска «A Momentary Lapse Of Reason» (1987), в текстах знаменитых песен «Shine On Your Crazy Diamond», «Wish You Were Here», «Comfortably Numb», других треках и замене Сида на Дэвида Гилмора уже на следующем альбоме Pink Floyd. Мнения тут бытуют самые разные, поэтому мы обязательно постараемся вернуться к исследованию творчества Pink Floyd. Ибо их следующим шедевром будет также любопытный, укрепивший репутацию команды диск «A Saucerful Of Secrets» (1968), чей юбилей будет праздноваться в следующем (2023) году.


«The Scarecrow.

The black and green scarecrow

As everyone knows

Stood with a bird on his hat and swore

Everywhere he didn’t care

He stood in a field where barley grows.

His head did no thinking, his arms don’t move

Except when the wind cut up and mice ran

Around on the ground

He stood in a field where barley grows.

The black and green scarecrow

Was sadder than me

But now he ‘s resigned to his fate

‘cause life’s not

Unkind, he doesn’t mind

He stood in a field where barley grows».

(авт. Сид Барретт. Цит. по книге С. Климовицкого «Пинк Флойд. История и песни». Издательство «Алфавит» и https://genius.com/Pink-floyd-the-scarecrow-lyrics).

Перевод – литератор и публицист Рома Егоров.


Пугало.

Знакомо многим – Пугало «Жу-Жу» или иначе «Страшила»,

о нём историю вам расскажу, не утаю я в стоге сена остро шило.

Вот пугало стоит: местами – чёрное, местами – неожиданно зеленое

и платье у него в прорехах, да заплатах и дарёное…

Оно стоит средь ячменя в огромном поле.

Стоит, вопит, ругается, пугается, урчит…

но нам уже неважно – что, и где, и на кого оно кричит,

зачем бурчит, и как яичница скворчит,

и птица, что на шляпе пугала сидит, его уж не боится более.

В его башке нет мыслей, в теле нет ни капли воли,

и руки обездвижены крест-накрест и на круг;

лишь ветер дунет, мышь случайно пробежит вокруг…

Оно стоит средь ячменя в огромном поле.

Грустней, чем я,

судьбе своей оно покорено и выжжено внутри дотла,

такая вот досталась доля.

А ведь могло бы…впрочем, жизнь незла…

хотя ему уж всё равно…но так раскладочка легла…

Оно стоит средь ячменя в огромном поле.


«Наша Версия» поздравляет с 78-летием (он родился 9 сентября 1944 года) Роджера Уотерса. Желает музыканту крепкого здоровья и новых отличных песен!

Автор
Пантелеймон Сомнительный
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе