«Времена года. Метель» — так назвал свой зимний концерт в Рахманиновском зале Московской консерватории благотворительный фонд «Belcanto», пригласив к диалогу со зрителем великих композиторов XVIII, XIX и XX веков — Антонио Вивальди, Петра Чайковского и Георгия Свиридова.
На сцене — камерный оркестр «City» (художественный руководитель и главный дирижёр Владимир Яцкевич), солист Алексей Донской (скрипка), мастер песочной анимации Лилия Чистина.
Открыла программу «Зима» — концерт для скрипки и струнного оркестра № 4 фа минор. Это один из первых четырёх концертов, вошедших в цикл «Времена года» — бессмертный шедевр и самого Вивальди, и кончерто гроссо, концерта, зародившегося в эпоху барокко и основанного на противопоставлении группы солирующих инструментов и всего оркестра. Каждый из четырёх концертов соответствует одному времени года и разделён на три части — в соответствии с месяцами. Содержание «зимнего», как и трёх предыдущих, не ограничивается описанием природы. В звуках музыки «Декабря» (Allegro non molto), «Января» (Largo) и «Февраля» (Allegro) запечатлена жизнь души…
И снова «звучат» те же три месяца. Но уже с русскими «картинками»: «Святки», «У камелька», «Масленица». Цикл «Времена года» — своеобразный музыкальный лирический дневник Чайковского, был написан им во время работы в Московской консерватории.
И наконец — «Метель». Пушкинская. Свиридовская. Ставшая, по сути, концертом в концерте неслучайно — 10 февраля исполнилось 180 лет со дня смерти поэта. Свиридов — один из самых пушкинских композиторов, самых чутких и тонких его интерпретаторов.
В конце 1935 года именно с Пушкина, точнее, с вокального цикла из шести романсов на его стихи началось восхождение Свиридова — тогда студента последнего курса ленинградского Центрального музыкального техникума (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского) — на музыкальный олимп.
Три из шести романсов — «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», — полные, как и весь цикл, лирических переживаний, выдержаны в колорите сумрачных, холодных красок зимнего русского пейзажа.
И уже этот цикл «выявил» важную особенность творчества Свиридова — абсолютное соответствие музыкально-драматического высказывания и литературной основы. Подтверждением тому и музыка к кинофильму «Метель», который режиссёр Владимир Басов снял в 1964 году по одноимённой повести Пушкина — последней из пяти написанных им осенью 1830 года в Болдине и позже объединённых в цикл именем их мнимого автора — Ивана Петровича Белкина. Сюжет этой романтической истории о провинциальной девице Марье Гавриловне Р., решившей бежать из родительского дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным избранником — армейским прапорщиком, об ужасной русской метели, вмешавшейся в их планы и непредсказуемо смешавшей несколько судеб, прост и лаконичен.
В 1973 году по совету жены Свиридов основательно отредактировал партитуру «Метели». Отдельные музыкальные эпизоды через год «преобразились» в сюиту — «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина „Метель“». С присущими этому жанру образными контрастами между соседними самостоятельными частями и вместе с тем с сохранением единого композиционного целого. И — с выдержанной последовательностью пушкинского повествования. Первая публикация сюиты состоялась в 1978 году.
…Акценты в концерте «смещаются». На первом «плане» — сама повесть «Метель». В исполнении артиста Государственного академического Малого театра России Петра Абрамова.
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке Божий храм
Виден одинокой.
…………………
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Чёрным вран, свистя крылом,
Вьётся над санями;Вещий стог гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в тёмну даль,
Воздымая гривы…
Поэтический эпиграф из Жуковского… Прочитаны первые страницы…
Голос рассказчика торжествен и строг:
«На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием».
И — завьюжила, запуржила, взволнованно «взлетела» сквозь мглу музыка. Сильно, мощно, страстно, фортиссимо. В вихре красивых звуков, рвущихся на волю, то кружащихся, то уносящихся вдаль, выражая противоборство чувств и сил: любовь, неизбежность утрат и страданий, горесть разлуки и одиночества, тщетность мечтаний…
В интонационном единстве с музыкой оживают на глазах песчаные рисунки: профиль девушки, вечер, луна, молодой человек, домик в снегах, позёмка…
«Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш». «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога» — девять композиций-иллюстраций в «такт» музыке перетекали одна в другую или начинались с чистого «листа». Волшебно, вдохновенно. Раскрывая за мгновение и колорит далёкой эпохи, и характеры и переживания пушкинских героев. Замирая — всё также на мгновение — то в строгой графике линий, то в зыбкой «акварели»…
Уникальные концерты «Belcanto» — это название буквально переводится с итальянского как прекрасное пение — открывают дверь в необъятный мир культуры: музыки, изобразительного искусства, художественного слова. Напоминая об их вечной, нерушимой связи во времени и пространстве.
На афише «Belcanto» только в Рахманиновском зале Московской консерватории — «Маленький принц», «Бременские музыканты», «Пер Гюнт».
И вновь зазвучит гениальная музыка. В гармонии с прозой и прекрасными необычными «красками».
...Солнечная ещё часа полтора назад в этот субботний день Большая Никитская улица потускнела. Подхваченные ветром, хаотично падали тихие снежинки. Словно отголоски той настоящей пушкинско-свиридовской «Метели».