Вот парадный подъезд

В отреставрированном Хоровом зале Большого театра отыграли первый концерт. Событие само по себе замечательное, жаль только, что оно вызывает много вопросов. Процесс реставрации и реконструкции главного театра страны давно утратил всякие ясные контуры. То, что происходит, - увлекательный информационный повод, который всегда можно обсудить, но что за ним стоит, непонятно. Даже когда я сам работал в Большом, происходящая реконструкция не казалась более прозрачной.

Буквально в последние месяцы моего там пребывания ко мне обратились люди, отвечающие за акустику реставрируемой сцены, - немецкая компания Muller BBM. Они удивлялись, что Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации не продлевает с ними контракт, фактически бросая дело на полпути, а заводит отношения с московским институтом акустики (или как он там называется?), уже проявившим себя в обустройстве Новой сцены. Если говорить корректно, акустика Новой сцены не только не выдающаяся, она вообще не достойна обсуждения. Это признано не только специалистами, но и зрителями. Вообще изначально задача реставрации и реконструкции состояла в том, чтобы театр перестал быть аварийным и превратился в современный. Тогда же говорили, что он ни в коем случае не утратит, а как минимум восстановит акустические характеристики. И вдруг такой необъяснимый поворот…

Доступа к этим "профессионалам" у меня нет, да, в общем, никогда и не было. Хорошо, что провели концерт. Но вообще все происходящее в Большом смахивает на ситуацию с открытием Третьего транспортного кольца - кусок в полтора километра сделали, и к 1 Мая ленточку торжественно перерезали. Кажется, что все усилия направлены на получение впечатлений, а что происходит на самом деле, никого не волнует. Просто не существует каналов, по которым об этом можно было бы узнать. Аспект, касающийся людей искусства, - качество акустики, удобство для артистов - вообще никого не волнует. Решения по этим вопросам принимаются администрацией, то есть либо чиновниками, либо строителями. Ну и как тут можно влиять? А никак. В процессе работ я давал отзывы на идеи немецких специалистов, но они, как видите, никому не понадобились. Все быстро изменилось, особенно когда в реконструкцию включился Юрий Лужков - весь пафос свелся к тому, что надо закончить все работы как можно быстрее. А темп подразумевает, что от сложных и затратных вещей, требующих материалов, профессионалов, времени и эксклюзивных подходов, будут избавляться. Помнится, так же "реставрировали" Колонный зал Дома союзов во времена СССР. Да и Большой так уже "реставрировали": под ямой и партером была деревянная дека для отражения звука, а советские строители увидели лишнюю полость, сказали "непорядок" и все забетонировали. Строительная психология, к сожалению, не поменялась, эти люди всегда готовы построить лучше - из стекла и бетона. И они искренне не понимают, что подход может - и должен - быть совсем иным.

Впрочем, об "искренности" можно и поспорить. В Брюсовом переулке, как раз напротив дома моих родителей, стоял себе особнячок с кариатидами. Его пару раз ударили техникой с соседних строек, а потом, сославшись на трещину, снесли бульдозером как аварийный - под застройку в интересах правительства Москвы.

Все это делается под благовидными предлогами, мол, устраняют аварийность и улучшают внешний вид. У нас это в крови - любое сомнительное начинание нужно обязательно красиво отыграть, подход этот в русле исторической тенденции. Но теперь ему служат не наивные потемкинские деревни, а что-то посерьезнее. В свое время на свежих сваях храма Христа Спасителя играл Мстислав Ростропович. Так что камерный концерт для спонсоров в хоровом зале - это скорее шоу-рум с попыткой выдать желаемое за действительное.


«Итоги»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе