Зал в помощь

Завершился Montreux Jazz Festival.
В швейцарском Монтрё закончился 52-й джазовый фестиваль, который за 16 дней посетили 240 тыс. зрителей — на 10 тыс. больше, чем в прошлом году. Кульминацией фестиваля для Бориса Барабанова стал концерт Ника Кейва и его группы The Bad Seeds.
Фото: EPA-EFE / VOSTOCK-PHOTO


Организаторы Montreux Jazz Festival с гордостью отмечают, что из 240 тыс. зрителей, посетивших фестиваль в этом году, большая часть пришла на бесплатные концерты, мастер-классы, джемы и вечеринки. Билетов было продано 95 тыс. Рост же посещаемости Montreux Jazz Festival, сформулировавшего свои законы еще в 1970-е, был достигнут за счет того, что площадка Jazz Club переехала из Конгресс-центра в маленький дворец напротив отеля Montreux Palace. Теперь он называется Дом джаза. Количество мест в зале удалось увеличить вдвое, что было важно для выступлений таких популярных фигур, как, например, Грегори Портер. Там же, в Доме джаза, расположилась и площадка для ночных джем-сейшенов и выступлений молодых артистов, претендующих на новую премию фестиваля — Montreux Jazz Talent Awards. В сентябре жюри, состоящее из артистов, продюсеров и рядовых зрителей, объявит ее лауреатов.

Самый мощный аккорд прошедшего Montreux Jazz Festival был роковый, здесь выступили Игги Поп, Queens Of The Stone Age, Nine Inch Nails, Hollywood Vampires, Джек Уайт и Ник Кейв. С одной стороны, фестивалю из года в год удается показывать шоу ведущих стадионных рок-артистов в относительно небольшом и весьма удобном зале Auditorium Stravinski, переносить атмосферу open air на респектабельную площадку с идеальным звуком. С другой — названные музыканты заехали в Монтрё в ходе своих больших европейских турне, и, если кого-то из меломанов интересовали конкретные имена, им необязательно было ехать в Швейцарию, они могли выбрать фестиваль поближе к дому.

Montreux Jazz Festival все же во многом рассчитан на швейцарцев и во многом — на молодежь. Техно-вечеринки в Strobe Club на фестивале гремели до пяти утра, за состоянием клабберов следили бригады медиков.

Границы формата Montreux Jazz Festival давно размыты. Философия этого фестиваля состоит в том, что на нем играет просто «свободная музыка». Но зарубежных гостей по-прежнему привлекают джазовые корни события, возможность общаться с легендарными музыкантами, которые не только дают концерты и мастер-классы, но и устраивают джемы и вечеринки, и вообще чувствовать себя в атмосфере исторического места. Так, незапланированная вечеринка в честь 85-летия Куинси Джонса в Доме джаза стала одним из тех редких событий, которое на 100% отражает дух фестиваля. Джейкоб Кольер, Ришар Бона, Мос Деф и Монти Александер джемовали до утра, соревнуясь в стойкости с рейверами из Strobe Club.

Концерт Ника Кейва и его группы The Bad Seeds стал для корреспондента “Ъ” кульминацией фестиваля. В пору, когда группы ищут все новые сценические средства воздействия на аудиторию, играя со светом и экранами, Ник Кейв решил вынести действо за рамки сцены. Он и раньше нередко прыгал в зал и вовлекал зрителей в представление, но в нынешней программе сломал все барьеры.

В отличие от Джека Уайта и коллег из Queens Of The Stone Age и Nine Inch Nails, Ник Кейв не возражал против крупных планов на экранах по бокам от сцены. Его агрессивный артистизм, гипнотизирующие жесты и картинные позы должны быть видны во всех подробностях. Он активно комментировал происходящее, подшучивал над публикой («Мы начнем, когда вы закончите!» — сказал он девушке, делающей селфи) и над собой («Черт, я буду подглядывать в текст» — во время исполнения «Higgs Boson Blues»). Одна эта песня по накалу страстей перевешивала весь концерт Джека Уайта: только Ник Кейв с отрешенным выражением лица может перебирать клавиши рояля, через секунду биться в обезьяньей пляске, а через минуту лежать на ладонях поклонников.

На песне «Tupelo» Ник Кейв вытащил на сцену трех девушек и танцевал с каждой по очереди. На «The Weeping Song» он спустился в зал, прошел к звукорежиссерскому пульту, взобрался там на подиум и дирижировал толпой, хлопающей в ладоши в соответствии с партитурой песни. На «Stagger Lee» Кейв пригласил на сцену всех желающих, и огромная толпа зрителей бесновалась, обнимая кумира и рискуя вывести из строя аппаратуру. На финальной «Push The Sky Away» Ник Кейв попросил всех сесть на пол и ходил среди людей, как проповедник, прощаясь с каждым. Теперь главное, чтобы и зрители, которые придут на московский концерт Ника Кейва 27 июля, не подвели.

Автор
Борис Барабанов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе