Заметки о XV Конкурсе имени Чайковского по специальности фортепиано

Пятнадцатый международный конкурс им. П. И. Чайковского почил в Бозе – да здравствует шестнадцатый!

Пожелаем воссоединиться в Москве, как и прежде, всем специальностям Конкурса и включить в своё имя «Московский», чтобы впредь никто, даже всемогущий Гергиев, не мог на него покушаться. Дай ему Бог удержать планку на высочайшем уровне нынешнего конкурса… Но это маловероятно – такого сильного состава у пианистов за более полувека существования конкурса им. Чайковского я не припомню.

Это обзорные заметки и в них могут быть мысли и соображения, опубликованные ранее на этом сайте. Заранее прошу меня за это извинить.



Слабых пианистов не было уже на предварительных прослушиваниях! Если такое повториться – это будет равносильно чуду. Но чудеса всё же случаются, и я в чудо верю (а во что ещё остаётся верить в наше время…).

Предварительные прослушивания проходили в закрытом для широкой публики режиме в Малом зале консерватории на новом гамбургском Steinway, который был «обыгран» перед прослушиваниями примерно 60-ю студентами, сдававшими экзамен.

В жюри этого этапа вошли Борис Березовский, Питер Донохоу, Барри Дуглас и Александр Торадзе. По регламенту, они должны были отобрать к первому туру 29 конкурсантов. Тридцатый – Николай Медведев – был приглашён как победитель Всероссийского конкурса. Жюри по согласованию с Оргкомитетом сочло нужным допустить к I туру 35 из прослушанных претендентов.




Никита Мндоянц

При этом не обошлось без парадоксов и недоумений. К участию в I туре не допустили Александра Лубянцева, Никиту Мндоянца и Николая Хозяинова! Отсев Лубянцева ещё как-то объяснить можно, но Мндоянц – в прошлом году он единственный из пятерых именитых российских участников дошёл до финала конкурса Вана Клиберна в Форт-Уорте!

Хозяинов тоже лауреат и финалист самых престижных конкурсов. В частности, он был самым молодым финалистом XIV конкурса им. Шопена в Варшаве. Конечно, судят не по былым заслугам, а по состоянию «здесь и сейчас», но я слышал выступление и Мндоянца, и Хозяинова на этих прослушиваниях – оба выступили достойно, а Хозяинов, на мой взгляд, – даже более чем достойно. Решение жюри стало для меня, да и не только, очень неожиданным. Особенно в свете увеличенного числа допущенных на I тур.

Участники I тура:
Никита Абросимов, Юрий Фаворин, Сергей Редькин, Андрей Гугнин, Александр Ульман, Асия Корепанова, Мария Мазо, Эмануэль Римольди, Михаил Берестнев, Беум Сон Дженг, Мойэ Чен, Андрей Дубов, Янг Ким Санг, Дмитрий Онищенко, Рид Карл Тейлоф, Илья Рашковский, Георгий Войлочников, Марина Яхлакова, Джордж Ли, Люка Дебарг, Дарья Каменева, Лукас Генюшас, Наталья Соколовская, Андрей Коробейников, Ян Сан Джа, Динара Клинтон, Даниил Харитонов, Юлия Кочубан, Михаил Турпанов, Алексей Петров, Дмитрий Шишкин, Шино Хидака, Андрейс Осокинс, Миао Хуанг, Николай Медведев, Дмитрий Маслеев.

Первый тур не обошёлся без своих «чудес». Во-первых, в жюри не было Барри Дугласа и Дениса Мацуева, который в эти дни играл с Юрием Темиркановым, Марисом Янсонсом и Зубином Метой. Эти концерты были запланированы задолго до конкурса, и отменить или перенести их было невозможно. Но в беседе с вашим корреспондентом маэстро Мацуев рассказал, что благодаря прекрасным трансляциям medici.tv он смотрел выступления всех конкурсантов, а некоторые записи не по одному разу.

Признав, что разница между живым исполнением и записью, конечно, существует, он отметил, что профессионал может со значительной долей достоверности реконструировать реальное звучание.



Андрей Гугнин

Вторым чудом стали некоторые результаты. Во II тур не пропустили двух очень сильных российских пианистов Андрея Гугнина и Юрия Фаворина, а также участника из Латвии Андрея Осокина. Стало ясно, что какие-то силы (умолчим какие, не то обвинят в клевете) расчищают поляну от реальных претендентов на выход в финал – и более того, на призовые места – для заведомо не проходящих туда при непредвзятом судействе.

У Осокина, по моей оценке, была лучшая из пяти соната № 32 Бетховена, а выступление Гугнина было в I туре самым интересным. Фаворин выступил, по его собственной оценке, не с максимально возможным результатом – но уж заведомо лучше, чем некоторые прошедшие во II тур: такие как Мария Мазо, Юлия Кочубан и Даниил Харитонов.

Последнего, судя по некоторым публикациям, назойливо сравнивали с 16-летним Григорием Соколовым – золотым лауреатом 1966 года и за уши тащили на первое место. Я сам, к своему удивлению, оказался в этом хоре, который дружно, как по мановению какого-то Коровьева, грянул Харитонову осанну. (Мои воспоминания были написаны и пересланы ещё до начала конкурса, вообще без привязки к ситуации, но редакция сайта придержала их до подходящего момента.)

Я не говорю, что Мазо, Кочубан или Харитонов плохие пианисты – плохих на этом конкурсе не было вообще. Но Гугнин, Фаворин и Осокин (по мнению не только моему, но и массы слушателей, расхватывающих билеты на их концерты) гораздо интереснее. Случившееся показало правоту многих (и профессионалов, и слушателей) – что Мндоянцу, Гугнину, Фаворину не стоило принимать участие в Конкурсе. Они уже зрелые музыканты, их авторитет очевиден и не нуждается в подтверждении.

Но человек, даже могущественный, предполагает, а Бог располагает.

Многое раскрылось уже на предварительном прослушивании, когда в блеске невероятной виртуозности проявил себя американец китайского происхождения Джордж Ли. А в первом туре стало ясно, что в технической подготовке этому юноше здесь равных нет. Но это еще не всё. Поразительно, как глубоко Ли сумел погрузиться в настроение одной из самых сложных сонат позднего Бетховена – № 32. Может ли 19-летний мальчик головой осознать её глубины? Вряд ли. Отсюда следует, что в его арсенале мощная интуиция, помогающая ему в познании мира. Для музыканта интуиция чаще всего важнее логики.




Джордж Ли

Тем не менее, есть сочинения, исполнение которых противопоказано хотя бы возрасту пианиста (по правилам он начинается с 16 лет), когда постичь глубины этой музыки нереально. Тут я не то что бы запрещал исполнять эти произведения на конкурсах, а действовал бы деликатнее: не включая в репертуар конкурсных сочинений сонаты №№ 28–32 Бетховена и сонату си минор Листа.

Уже после предварительных прослушиваний и I тура стало проясняться, что XV конкурс откроет миру ещё одного выдающегося музыканта – француза Люку Дебарга, поразившего всех свежестью и непосредственностью интерпретации.

Я уже цитировал стихи Пушкина:

И мимо всех условий света
Стремится до утраты сил,
Как беззаконная комета
В кругу расчисленном светил.

Дебарг как раз подходит под определение «беззаконная комета в кругу расчисленном светил». На конкурсе это сравнение впервые особенно ярко проявилось в его «Скарбо» Мориса Равеля на предварительных прослушиваниях, затмившего «расчисленные светила».

В I туре среди не прошедших дальше мне понравился лауреат первой премии V Международного конкурса памяти Лотар-Шевченко (2014 г.) Николай Медведев. Он превосходно сыграл Гайдна и успешно преодолел некоторую тяжеловесность второй части Большой сонаты Чайковского.

Другой победитель этого конкурса в 2012 г. Михаил Турпанов в I туре в значительной мере одержал победу над самим собой – он был гораздо менее скован, чем обычно, и результат не замедлил сказаться. Он играл свою программу последним в этот день, в одиннадцатом часу вечера, когда устали все: и жюри, и публика, – но сумел «зацепить» внимание зала, особенно сонатой Шуберта.

Выступления в I туре С. Редькина, И. Рашковского, Д. Маслеева не произвели на меня яркого впечатления. (О некоторых фаворитах публики и многих критиков – чуть ниже.)

Отдельный разговор про Андрея Коробейникова. Его выступление в I туре походило на продуманный скандал, назначение которого – прикрыть неготовность пианиста к следующим турам. Несомненно, его исполнение сонат Шостаковича № 2 (на отборе) и Бетховена № 32 в I туре – явление неординарное и весьма интересное, хоть и спорное. Но то, что он смешал в одну кучу сперва Баха и Чайковского, а потом Рахманинова, Шопена, Листа и Паганини, – я воспринял или как сознательный эпатаж с указанной выше целью, или как явление из области психиатрии. Ждать, что он пройдёт во II тур, было бы наивно, если не смешно.

Участники II тура:
C. Редькин, М. Мазо, Р. Тецлоф, И. Рашковский, Дж. Ли, Л. Дебарг, Л. Генюшас, Д. Харитонов, Ю. Кочубан, М. Турпанов, Н. Медведев, Д. Маслеев

Наиболее яркое впечатление в этом туре на меня произвели Джордж Ли и Люка Дебарг. Дж. Ли построил сольную часть программы II тура в основном как ярко виртуозную: Рахманинов «Вариации на тему Корелли», Лист «Вторая венгерская рапсодия», Чайковский «Размышление» и «Салонный вальс», Шопен «Вариации на тему дуэта Дон Жуана и Церлины из оперы Моцарта «Дон Жуан» (редакция Я. Эккерта). В ней Дж. Ли продемонстрировал фантастическую виртуозность при великолепном качестве звучания рояля. Потом он очень интересно и глубоко истолковал Концерт № 23 Моцарта.




Люка Дебарг

У Дебарга некоторый шок вызвало включение в программу Первой сонаты Метнера, которая длится более получаса и практически неизвестна большинству иностранных членов жюри. (Да и из российских её играл только Борис Березовский.) Дебарг исполнил её превосходно. Вторым номером Люка очень по-своему, но блистательно сыграл «Ночного Гаспара» Равеля. Очень интересно и нетрадиционно прозвучал у Дебарга Концерт № 24 Моцарта.

Я подробнее писал про это в «Заметках о выступлении Люки Дебарга и Джорджа Ли во II туре XV международного конкурса им. Чайковского». Только добавлю к ним высказывание Ксении Башмет по поводу последнего конкурса альтистов:

«Здесь чудо повстречалось с совершенством!»,

что абсолютно точно применимо для оценки двух туров пианистов XV конкурса им. Чайковского. Здесь чудо – это Люка Дебарг, а совершенство – Джордж Ли.

Очень хорошо в сольной части программы выступил Михаил Турпанов, но в Концерте № 21 Моцарта он сбился с текста – и вопрос о финале отпал.

Мне активно не понравился на всех этапах Даниил Харитонов, которого людская молва усердно ставила на первое место. На сегодня 16-летний пианист очень бойко и быстро бегает по клавишам, у него неплохой звук, но за этим блестящим фасадом не видно ничего. А в Первом концерте Листа не было даже и внешнего блеска. Сравнивать Харитонова с Григорием Соколовым образца 1966 года, блестяще сыгравшем Второй концерт Сен-Санса, смешно. Общего у них только возраст участия в этом конкурсе. Когда стало ясно, что Харитонов в лидеры пока не годится, ему стали подыскивать замену.




Лукас Генюшас

Ещё один фаворит московской публики, Лукас Генюшас, имеет на это звание гораздо больше оснований, чем Д. Харитонов, – но и он не стал героем «моего романа». Мне ещё на отборе не понравились его Прелюдия и фуга ля минор из II тома ХТК Баха. Прелюдию он как-то невнятно – если можно так сказать, нечленораздельно – пробормотал на piano, а фугу начал резким и грубым forte.

На всех сольных турах Генюшас играл достаточно красиво, очень бойко, вполне технично и чисто с точки зрения педагогов, но с моей точки зрения, весьма ординарно – то есть тривиально и одинаково. Мне слышался в его игре явный налёт советской основательности, разрешённого оптимистичного романтизма и пафосности. Последняя, впрочем, оказалась к месту в его блистательном Втором концерте Чайковского в III туре.

В начале года я оценил этот концерт в его же исполнении с оркестром Новой Оперы весьма комплиментарной рецензией. Январское выступление, однако, было удачнее, чем на конкурсе. А для Третьего концерта Рахманинова у Лукаса, похоже, просто не очень хватило сил – и он прозвучал стандартно, формально и мало интересно.

Игра с оркестром в III туре, как всегда, значительно перекроила «карту военно-музыкальных действий». Как и следовало ожидать, не лучшим образом сумел сыграть с оркестром Люка Дебарг. А вот Джордж Ли выступил с оркестром очень удачно. Его Первый концерт Чайковского прозвучал свежо и не заштампованно. А уж Третий Прокофьева стал просто пиром пианизма – и триумфом Ли.

И здесь Джордж в первой части поиграл динамикой, теми же звуковыми волнами, что и в концерте Моцарта. Кроме того, Ли выдал немало разнообразного forte. Любое форте было у него округлым и красивым. При этом Ли сумел передать жёсткую графичность рисунка концерта, пряность и остроту его гармонического языка, невероятную экспрессию. В сравнении с этим же концертом у Дмитрия Маслеева, где прокофьевская экспрессия выразилась гораздо слабее, приоритет я отдаю Джорджу Ли.

Результаты конкурса:
Первая премия и золотая медаль – Маслеев Дмитрий (Россия)
Вторая премия и серебряная медаль – Генюшас Лукас (Россия-Литва), Ли Джордж (США)
Третья премия и бронзовая меаль – Редькин Сергей (Россия), Харитонов Даниил (Россия)
Четвёртая премия – Дебарг Люка (Франция)
Специальный приз за лучшее исполнение концерта Моцарта с камерным оркестром — Маслеев Дмитрий (Россия)
Приз Ассоциации музыкальных критиков Москвы — Дебарг Люка (Франция)
Спецпризы участникам, не прошедшим в финал, — Илья Рашковский (Россия), Михаил Турпанов (Россия).

Вообще, если судить с чисто музыкальных позиций, то золотую медаль безусловно заслужил Джордж Ли. Но конкурсы Чайковского, за редкими исключениями, заметно политизированы. В нынешних условиях антиамериканской истерии ожидать, что золото получит американский пианист, было нереально и наивно. Поэтому расклад мест у пианистов, я считаю, оптимален.

Вторая премия для 19-летнего Ли послужит великолепным трамплином его музыкальной карьеры. Ведь кроме этой премии от человеков, Джордж от Бога владеет феноменальной техникой, тонкой интуицией, замечательной музыкальностью, невероятной энергичностью и крепкими нервами. Кроме того у Ли хорошее гуманитарное образование, которое он получает в Гарварде. Не удивлюсь, если через некоторое время мы увидим Ли за дирижёрским пультом, как другого лауреата конкурса Чайковского Мюнг Вун Чунга (1974) – кстати, тоже обладателя серебра.




Дмитрий Маслеев – победитель XV Международного конкурса им. Чайковского по специальности “фортепиано”

Что касается Дмитрия Маслеева, то как золотой призёр очень удобен. Он обладает крепким пианизмом, средней, спокойной, предсказуемой индивидуальностью, он не выдаст эксцессов типа Коробейникова, не слишком амбициозен (по крайней мере, пока), в меру провинциален. (Случайно ли за все семь лет обучения в консерватории его имя ни разу нигде даже не мелькнуло, да и на самом конкурсе о нём заговорили только когда пошатнулась ставка на Харитонова.)

Некоторые общие результаты конкурса не такие радужные, как представляется его руководству.

Официальные новостные сайты (а сейчас именно сетевые ресурсы наиболее информативны, влиятельны и посещаемы) почти не уделяли внимания конкурсу. Меня даже спрашивали, проходит ли конкурс, так мало информации о нём было в электронных СМИ. Интерес общества к конкурсам им. Чайковского, как ни крути, упал. Он перестал быть серьёзным ньюмсмейкером. Одну из главных причин я вижу в разделении конкурса между Москвой и Петербургом.

Явление Путина на гала-концерте лауреатов явно запоздало. Куда эффективнее было бы его появление на открытии.

Самой яркой удачей фортепианного конкурса, кроме общего высочайшего уровня, стало открытие музыканта мирового уровня – Люки Дебарга, при всём его четвёртом месте.

Колоссальным прорывом стали трансляции выступлений в режиме онлайн и архив записей конкурсантов, который будет доступен до начала следующего конкурса. Надеюсь, что эта практика навсегда войдёт в регламент конкурса.

А пока будем ждать встреч с конкурсантами в новом концертном сезоне. Концерт лауреатов 4 сентября откроет сезон в Большом зале консерватории, а 5 сентября лауреаты-пианисты выступят в Малом зале консерватории.
Автор
Владимир Ойвин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе