Новая глава оперетты: бриллиант в истории Мистера Икса

В Московском театре оперетты в пятый раз поставили музыкальную историю о циркаче, судьба которого — всегда быть в маске.

Историю создания и трансформаций либретто как самой оперетты «Принцесса цирка»  (Имре Кальман назвал свои творения исключительно женскими именами, считая, что так удача остается на его стороне), так и «Мистера Икса» (под таким названием спектакль традиционно идет на Большой Дмитровке, 6) можно представить в виде захватывающего литературного исследования, но поговорим, прежде всего, про премьеру этого года.


За новую постановку взялся Валерий Архипов (здесь он уже ставил «Любовь и голуби», «Доходное место», «Королеву чардаша», «Князя Серебряного», а также приложил руку хореографа к спектаклю «Фанфан-тюльпан») — в целом, у него в этом театре получается тот самый match, когда и новое дыхание привносится, и в то же время чтутся традиции жанра. В каком-то роде, в этот раз для режиссера была задачка со звездочкой: во-первых, прежний, ламповый, выдержавший 200 показов с 2008 по 2022 год, спектакль еще не успел забыться зрителем,  во-вторых, шуточки, придуманные еще Яроном, слишком дороги зрителю (не все они выдержали испытание временем, увы), в-третьих, дебют либреттиста Константина Рубинского в этих стенах в прошлом сезоне заранее пессимизировал новый спектакль в глазах постоянных зрителей, и, наконец, каст постановки 2024 года во многом совпадает с кастом спектакля Инары Гулиевой!

Итак, теперь на подмостках Париж третьей республики и аnnées folles: между двумя мировыми войнами левый берег Сены (где располагались самые модные кафе и джазовые клубы) и его стремительный культурный подъем вечного праздника явно намекает на тот самый вкус опереточных пузырьков шампанского, а перерастание экстравагантности ар-нуво в геометрию ар-деко нашло свое изящное отражение в костюмах цирковых артистов.

Любопытно, что введенный в историю Пикассо уже не только успешно преодолел кризис нищеты и одиночества «голубого периода» (когда слабый не мог защитить слабого), но и миновал так называемый «розовый период» — когда на  авансцену выходит дружба (причем дружба между слабым и сильным) и… цирк! В эти годы Пикассо упоительно использовал яркие и жизнерадостные краски (красный, оранжевый, розовый, терракота) и изображал бродячих артистов (его клоунов, арлекинов и гимнастов объединяло отсутствие дома и явная потребность в близком человеке). И хотя в спектакле есть прямая отсылка на более поздний тематический период художника (кубизм), все же это вот переплетение сюжетных линий на сцене и байопическая деталь из жизни Пикассо выглядит очень мило, согласитесь! Ведь судьба Анри де Шатонефа и линия Мари и Тони, по сути, включает все «болевые точки» того творческого периода нового героя спектакля! Возможно, некий философский флёр и небрежная снисходительность Александра Фролова и Алексея Волкова обусловлены именно этим.

Не менее интересным получился и джазовый «привет» (а какие «ревущие двадцатые» без этой музыки?!) — обошлось без эмансипированных дамочек в брючных костюмах, но короткие волосы и заимствованный музыкальный материал из «Герцогини из Чикаго» (самой джазовой и танцевальной оперетты маэстро Кальмана) отданы на откуп Пьеретте (также новый персонаж, на котором завязана одна из основных интриг центральной истории). Как по мне, очень тонкая «пасхалочка» получилась, браво постановочной команде! Искрометную авантюристку играют Василиса Николаева и Ольга Белохвостова — и их роль требует не только вокального мастерства, но также ловкости рук и контроля за всеми частями тела!

Что же касается прочих «нововведений», то они делают спектакль более понятным для современного и нового зрителя театра: нынче отсутствует явный возрастной разрыв у главных героев, а также убрана тема социального неравенства как препятствия для отношений (собственно, если вынести «за скобки» Пикассо, то история вообще получается вневременная). Кроме того, вместо шпрехшталмейстера (кто-то помнит еще значение этого слова?) и грустного Пьеро появились жизнерадостный (по крайней мере, на то намекает его костюм) Жерар (студенты целевого курса Московского театра оперетты в ТИ им. Щукина Александр Свинцов и Даниил Чернов) и целая команда мимов (из артистов балета театра)! Мимы здесь — это связующий элемент многих и многих сцен, «мостик» между цирковым и театральным искусством (с разными правилами этикета у зрителей), им же поручены многие цирковые фокусы — кстати, в разных составах мимы работают зеркально, и их шуточки над баронами тоже разведены по разным актам (настоящий подарок для тех, кто смотрит спектакли не по одному разу).

С бароном получилось интересно — Петр Борисенко ввелся на эту роль еще в прежней постановке (в пару к Юрию Веденееву), а Владислав Кирюхин (игравший ранее почти 15 лет секретаря того самого барона) премьерил именно нового персонажа. Неминуемо сложно избежать сравнений с героем Юрия Петровича, но тут, безусловно, найдено что-то свое (и далеко не все в этом новом «Мистере Иксе» могут похвастаться отсутствием заимствований у себя же — но здесь, безусловно, удалось и это!). Новый Гастон де Кревельяк — не сугубо возрастное действующее лицо, но лицо однозначно комичное, хотя и знающее цену себе и своим материальным активам. Пожалуй, это единственный герой спектакля, которого счастливый конец обошел по всем фронтам. Впрочем, красотку Теодору, в отличии от своих предшественников, барон оставляет сам (опять же, меняя портрет персонажа).

Главную героиню, за сердце и руку которой и бьется барон, поют Мария Ворожейкина и Анна Золотова, а его соперника — Павел Иванов, Леонид Бахталин и Максим Катырев. И здесь тоже очень интересный поворот для знатоков жанра: все исполнители Мистера Икса играли его и прежде, а вот появление новых (блестящих!) Теодор (вкупе с новым ракурсом истории) добавляет азарта при просмотре спектакля и чередовании пар.

У второй сюжетообразующей пары тоже обновление состава: в ряды Тони влился Владислав Токарев (похоже, что он работает в паре с Аленой Голубевой), а к исполнительницам Мари примкнула Вита Пестова (работающая с Александром Бабиком). Как минимум одна пара этого дуэта тренирует ловкость и реакцию оркестра, но все они «тащат» на себе почти весь опереточный каскад — хотя «первая скрипка» здесь, конечно же, передана Пеликану (Александр Каминский, Михаил Беспалов) и Каролине (Елена Зайцева, Елена Ионова), часть артистов была на этих ролях и в предыдущей версии спектакля, но новые времена и изменившийся уклад истории потребовали новых решений.

В спектакле также участвуют Дмитрий Лебедев и Владислав Сташинский, Андрей Дементьев и Константин Ужва, Глеб Косихин и Игорь Оробей, Дмитрий Морозов и Иван Токарев.

Огромным достоинством постановки Валерия Архипова можно назвать прежние тексты Ирины Петровой (которые не только впеты артистами, но и вслушаны зрителями), неизменно спектакль украшают хор (хормейстер Станислав Майский) и балет (хореографом выступил также Валерий Архипов). Гвоздем цирковой программы является воздушный гимнаст на штейн-трапе Олег Спигин.

Светит прожектор,

Фанфары гремят,

Публика ждёт,

Будь смелей, акробат!

Автор
Ольга ВЛАДИМИРСКАЯ специально для MuseCube
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе