«Обнаженная Валька» вызвала гнев Хрущева, а натурщица Кипренского стала его женой

Кем были модели с полотен знаменитых живописцев.
Мариучча: сначала модель, потом жена. 
Фото: © Государственная Третьяковская галерея


Когда мы смотрим на картину, то в первую очередь восхищаемся талантом художника. А вот кто изображен на портрете, какова судьба персонажа - для многих уже вторично. Между тем некоторые натурщицы становились настоящими музами живописцев. А биографии их похожи на увлекательный роман!


Сегодня мы расскажем о некоторых моделях известных российских художников.



Орест Кипренский и Мариучча Фалькуччи

Незаконнорожденный ребенок помещика, записанный на крепостного, Орест Кипренский получил вольную и выбился в люди благодаря таланту. Его полотна заказывали богачи, покупали известные музеи.

Для картины «Анакреонова гробница» Кипренский, живший тогда в Италии, разыскал красивую натурщицу (имя ее не сохранилось). Она стала не только моделью, но и любовницей мастера. У красавицы была дочь - маленькая Мариучча. В 1819 году Кипренский написал портрет «Девочка в маковом венке с красной гвоздикой в руке», изобразив на нем Мариуччу.

Но однажды утром любовницу Кипренского нашли мертвой: женщина умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный. Орест утверждал, что злодеяние - дело рук его слуги Анджело. Сразу после убийства тот находился в страшном смятении, заговаривался, а через несколько дней умер в больнице. Но итальянцы были уверены: убийца - русский художник. Неспешная римская полиция приступила к расследованию гибели натурщицы после смерти Анджело и особых успехов в поисках истины не достигла. Еще недавно рукоплескавший художнику Рим отвернулся от мастера. Соседи грозили убить Ореста, а мальчишки на улице кидали в него камни.

В 1822 году Кипренский бежал от травли в Париж, пристроив перед отъездом Мариуччу в сиротскую школу для девочек и оставив деньги на ее содержание. Но в Париже Кипренского встретили сухо: слухи об убийстве натурщицы дошли и сюда. Выставка художника прошла прохладно, а общество закрыло перед ним двери. Мастер вернулся в Россию.


Фото: © Gallerix


В 1828 году художник вновь наведывается в Италию. Мариучче уже 16. А в 1836-м Орест женится на ней, приняв католичество. Девушка его не любила, но была привязана к живописцу как к человеку, спасшему ее от нищеты и голода. Переживания наложили на Кипренского свой отпечаток: он начал пить, нередко ночевал на улице. Этот странный брак продлился всего три месяца. Художник умер от воспаления легких. Мариучча родила дочь Клотильду уже после смерти мужа.



Борис Кустодиев и Фаина Шевченко

На полотнах Кустодиева изображено немало женщин, и все они отличаются особой пышностью форм. Появилось даже такое выражение «кустодиевские женщины».


Фото: Wikimedia Commons


Одной из натурщиц художника была Фаина Шевченко, молодая актриса МХАТа. Познакомились они в 1914-м в театре, где художник делал декорации к одной из постановок.

Кустодиев предложил Фаине позировать. Она почти согласилась, но, узнав, что из одежды на ней ничего не будет, воскликнула:

- Мне такой позор не нужен! Я актриса Художественного театра! И что? Тысячи людей увидят меня голой?

Художник не пожалел времени на уговоры и заставил-таки прелестницу сказать «да».

К слову, не один Кустодиев потерял голову от актрисы. Ею восхищались Блок и другие знаменитости того времени. Муж страшно ревновал жену к Шаляпину и даже угрожал застрелить его из пистолета.


Фаина Шевченко не сразу согласилась позировать обнаженной.
Фото: Wikimedia Commons


«Бесстыжий» портрет (он получил название «Красавица») тогда наделал много шума. Говорят, Станиславский прогнал Фаину со словами: «Вон отсюда, распутница!» Но потом простил талантливую актрису. Чуть позже Фаина получила две Сталинские премии и даже стала в 1948-м народной артисткой СССР.

Кстати, самой Фаине картина не понравилась: уж больно пышнотелой она себе показалась. Ну что тут скажешь, художник так видит! А вот на выставке «Мир искусства» в Петрограде полотно вызвало симпатии публики. Федор Шаляпин, воздыхатель актрисы, заказал у Кустодиева еще один вариант «Красавицы». И тот повторил шедевр. В 2003 году это полотно было продано на аукционе «Сотбис» за 1 388 475 долларов (более 1 млрд 267 млн рублей).

Кстати, никаких попыток постройнеть кустодиевская муза не предпринимала. С удовольствием ела пирожки, щедро угощала других и почти не ходила пешком, передвигаясь исключительно на извозчике.

Фаина Васильевна Шевченко умерла в 1971 году в 78 лет.



Фальк и Станислава Осипович

Роберт Фальк - один из выдающихся художников объединения «Бубновый валет». Он работал в разных жанрах. В том числе писал обнаженную натуру.


Станислава Осипович позировала многим художникам.
Фото: Wikimedia Commons


Картина «Обнаженная в кресле», созданная в 1922-м, принесла ему скандальную славу. Художник изобразил женщину в голубых и коричневых тонах. Говорят, такие оттенки якобы связаны с тем, что в мастерских, где позировала натурщица Станислава Осипович, было адски холодно. Краски замерзали! Для обогрева ставили буржуйку, но справиться со всем помещением небольшой печурке было не под силу. Поэтому одна часть телес натурщицы краснела от жары, а другая синела от холода.

Кстати, Станислава соглашалась позировать при любой температуре, а еще, говорят, могла спать стоя. За это художники шутливо называли ее «заслуженной натурщицей Российской Федерации».

Станислава рано постарела, могучие груди обвисли, зубы выпали, но былого женского колорита не растеряла, а потому по-прежнему была востребована. Женщину рисовали Серов, Кончаловский, Осмеркин, Дейнека, высекал в мраморе Кербель и резал в дереве Коненков. Замуж Осипович не вышла, считала своим главным призванием позировать великим и начинающим. Она гордо заявляла: «Мое тело стоит в Лувре». И не слишком лукавила: скульптуры, созданные с нее, действительно есть во французских музеях.

Рассказывают, будто и умерла она за работой - задремала во время очередного сеанса и не проснулась.

Скандал же был связан с Хрущевым. Первый секретарь, придя на выставку в честь 30-летия Московского союза художников, увидел эту работу. Куратор выставки представил картину: «Это «Обнаженная» Фалька». Дремучий в плане искусства, Никита Сергеевич услышал: «Обнаженная Валька». Дальше последовал обвинительный спич: «Вот я хотел бы спросить, женаты они или не женаты. А если женаты, то хотел бы спросить, с женой они живут или нет? Это извращение, это ненормально». А еще призвал «бить Фалька рублем». Впрочем, эта угроза художнику была не страшна, его четыре года как не было в живых.



Петров-Водкин и Татьяна Пилецкая

Актрисе Татьяне Пилецкой сейчас 95 лет. Но она до сих пор ездит на фестивали, снимается в кино и играет в театре. В 2021-м на экраны вышел фильм «Северный ветер», в котором она предстала в образе Вечной Алисы. В театре «Балтийский дом» Татьяна Львовна играет сразу в трех постановках, в том числе в спектакле «Рок-н-ролл на закате», созданном специально для нее. И именно Таню Пилецкую мы видим на картине «Девочка с куклой» («Портрет Татули») Кузьмы Петрова-Водкина.


Портрет кисти Петрова-Водкина.
Фото: Wikimedia Commons


Натурщицей юная Таня стала не случайно: известный художник был ее крестным отцом. Когда ей было девять лет, они с дочкой Кузьмы Сергеевича и другими детьми приготовили для взрослых домашний концерт. Было это летом на даче под Гатчиной. Каждый из детей читал стихи, а Таня еще и демонстрировала танцевальные таланты (позднее она окончила хореографическое училище и, кстати, была запечатлена в фарфоровой фигурке «Балерина» скульптором Алексеем Пахомовым).


Фарфоровую фигурку «Балерина» тоже сделали с Пилецкой.
Фото: Wikimedia Commons


После этого домашнего концерта Петров-Водкин сказал маме девочки: «Кума, я хочу нарисовать Таточку». Женщина согласилась. Портрет был написан за шесть сеансов.

По признанию актрисы, позирование оказалось делом непростым: сидеть неподвижно было трудно.


В молодости актриса была удивительной красавицей!
Фото: Кадр из фильма


Татьяна Львовна признается, что видела свой детский портрет всего несколько раз в жизни. Однажды они с отцом ходили в Русский музей на персональную выставку Петрова-Водкина, где была эта картина. Пилецкая отметила, что была растрогана до слез. Сейчас полотно находится в Эстонском художественном музее города Таллина.



Серов, Врубель, Васнецов и Вера Мамонтова

В августе 1887 года художник Валентин Серов гостил в усадьбе Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Вдруг в комнату вбежала 11-летняя дочь хозяина, чтобы схватить персик и вновь умчаться во двор. Свежесть девочки, ее живость, озорной взгляд привлекли художника. Он предложил Вере позировать. Сеансы проходили каждый день в течение двух месяцев. Картину, названную «Девочка с персиками», художник подарил матери Веры, а позже полотно передали в Третьяковскую галерею.


Фото: © Государственная Третьяковская галерея


Но Серов был не единственным, кто запечатлел Веру Мамонтову. На портрете кисти Виктора Васнецова «Девушка с кленовой веткой» и «Боярышня» тоже она! Здесь натурщице уже 20 лет, и художник восхищается уже не детской живостью, а красотой девушки.


Из шаловливой девочки…
Фото: Wikimedia Commons


Был и третий гений, запечатлевший Веру, - Михаил Врубель. Именно ее черты угадываются в его «Египтянке». Искусствовед и живописец Николай Прахов вспоминал:

«Однажды Врубель опоздал к вечернему чаю и вошел в абрамцевскую столовую случайно в тот момент, когда Верушка сказала что-то шепотом сидевшей с ней рядом моей сестре. Подметив это с порога комнаты, Михаил Александрович воскликнул:


У «Египтянки» Врубеля тоже черты Веры.


- Говорите все шепотом! Говорите шепотом! Я только что задумал одну вещь. Она будет называться «Тайна».

Мы все стали дурачиться, шептать что-нибудь соседу или соседке.

На следующее утро Михаил Александрович взялся за глину в мастерской и через день принес к вечернему чаю свою «Тайну», получившую название «Египтянка».


...Вера Мамонтова превратилась в привлекательную девушку.
Фото: Wikimedia Commons


Увы, красавица Вера долго не прожила. В 1903 году она венчалась (в том самом платье, что на портрете с кленовой веткой) с Александром Самариным.

А спустя четыре года умерла от воспаления легких.

Ей было 32 года. Александр так больше и не женился. В его кабинете над письменным столом всегда висел портрет жены работы Васнецова.



КСТАТИ

Женщинам платили больше

В России в натурных классах Академии художеств женщины начали позировать обнаженными лишь на исходе XIX, в 1893 - 1894 годах, а в Москве еще на несколько лет позже. В отличие от мужчин-натурщиков женщинам платили в два-три раза больше. Как правило, в натурщицы шли представительницы низших сословий.



БЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ

Нельзя позировать в образе богини

Гетера Фрина жила в IV веке до н. э. в Афинах и отличалась не только красотой, но и умом. С красавицы Фрины скульптор Пракситель сваял две статуи: «Афродиту Книдскую» и несохранившуюся портретную статую, выставлявшуюся в Дельфах.

Именно статуя Афродиты и стала камнем преткновения. Фрину судили по обвинению в безбожии: мол, никак нельзя смертной, а уж тем более гетере позировать для статуи богини. Все доводы защиты были бесполезны, ареопаг на них не реагировал. Тогда защитник сорвал с гетеры одежды. Перед судьями предстало совершенное тело молодой женщины. Это было сильнее всех слов: суд снял обвинения. Если совершенно тело, совершенна и душа, заключенная в нем, решили судьи.

Автор
Инга БРУДЕР
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе