Александр Башлачев: "Я стараюсь не врать ни в песнях, ни в жизни"

В конкурсе молодежной журналистики "Ревизора.ru" – материал к 60-летнему юбилею музыканта и поэта.
Александр Башлачев. 
Фото: booksite.ru


Александр Башлачёв был малоизвестен при жизни и кто знает - обрёл бы он нынешнюю популярность, если бы не покинул столь рано и трагично этот мир. 27 мая ему бы исполнилось 60 лет.


Александр родился в Череповце в семье начальника участка теплосилового цеха Николая Алексеевича Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны. После школы поступал на журфак Ленинградского института им. Жданова, но не прошёл из-за отсутствия публикаций, после чего вернулся в родной Череповец. Спустя несколько лет Башлачев отучился на журналиста в Свердловске и в 1984 году благодаря Артемию Троицкому и его просьбе отыграть несколько "квартирников" вернулся в Петербург.

Вскоре после переезда Башлачёв устроился работать кочегаром в "Камчатку" – котельную на Зверинской улице, бывшую приютом для многих рок-музыкантов, который позволял им не попадаться под закон о тунеядстве и иметь много свободного времени. В "Кочегарке" вместе с Александром часто бывали Виктор Цой, Борис Гребенщиков, основатель "Алисы" Слава Задерий и многие другие. За все время трудоустройства СашБаш (как звали Башлачёва друзья) отработал всего несколько смен и после последней, выдавшейся особенно тяжёлой из-за мороза, сказал: "Я не кочегар, я просто сумасшедший поэт".
 

А. Башлачёв и В.Цой. 
Фото: naunaunau.narod.ru

 
Несмотря на очевидный талант, везло Башлачёву на музыкальном поприще постольку-поскольку. За фестивали и "квартирники" он зарабатывал очень мало и жил только за счёт помощи друзей, которые его и кормили, и поили, и одевали, и давали ему приют. Александр не выступал в больших залах, за исключением пары раз, его стихи не печатали. Но при этом все им восхищались – им и его талантом. Отсутствие возможности толково этот талант реализовать, продемонстрировать его широкой публике, очень сильно ранило музыканта.

После смерти Александра Башлачёва многие музыканты посвятили ему свои песни – и посвящают до сих пор. "Шабаш" Алисы, например, является не только посвящением, но и тонким подражанием поэтике СашБаша, что неудивительно – Константин Кинчев был близким другом музыканта. Песня "Шабаш" впервые прозвучала на акустическом концерте в Пскове 13 марта 1988 года. Позднее эта композиция, название которой родилось из имени "СаШАБАШлачёв", войдёт в одноимённый концертный альбом, едва ли не лучшую работу "Алисы". Но самым искренним и эмоциональным останется, пожалуй, именно первое исполнение.

Юрий Шевчук, лидер группы ДДТ, тоже посвятил Башлачёву песню. Знакомы они были ещё до переезда Александра в Петербург. В 1983 году Юрий поехал в Череповец для записи альбома, которая происходила при помощи музыкантов группы "Рок-сентябрь". У тех была лучшая аппаратура в городе, и для них, собственно, писал Башлачёв. В 1985 году музыканты дали совместный акустический концерт; запись была издана в 1995 году. А у посвящённой Башлачёву песни история ещё интересней: Башлачёв должен был исполнить роль музыканта в фильме Бурцева "Город", который играл бы свою новую песню. Но в день съёмок Александр погиб, оставив после себя чуть больше сотни стихов, горечь друзей и аккуратно поставленные тапочки на балконе, с которого "вышел". Потому на его роль сначала взяли Виктора Цоя, исполнившего в той сцене "Легенду", но после на роль утвердили Юрия Шевчука, который сыграл посвящённую своему другу песню – "Дороги".

Отрывок из фильма с исполнением "Дорог". 
 

Также творчество Александра Башлачёва сильно повлияло на двух известных очень многим музыкантов: Яну Дягилеву и Александра Васильева (группа "Сплин"). Яна близко общалась с самим Александром, пути их жизней и творчества неоднократно пересекались. Ходили слухи о романе музыкантов, Башлачёв даже отдал ей легендарные колокольчики, которые до этого носил на груди не снимая. Смерть музыканта стала большим ударом для Яны, и многие образы, связанные с его смертью и поэтикой, прочно вошли в тексты её песен. У Александра Васильева же особенно заметно влияние Башлачёва при прослушивании первых альбомов, особенно по альбому "Пыльная быль" - он весь похож на посвящение СашБашу. Также он учувствовал в создании трибьют-сборника "Серебро и слёзы", для которого сделал кавер на песню "Петербургская свадьба", являющуюся одной из самых значимых для понимания творчества Башлачёва песен.


Фото: booksite.ru

 
Башлачёва по праву можно считать гением, тонко чувствовавшим свой язык. Он неоднократно доказывал это своими стихотворениями и текстами песен. Александр принёс в рок-поэзию то, чего раньше в ней не было и, казалось, быть не могло — стройную строфу, добротную рифму, связное повествование. Он трогал слушателей не музыкой, а текстами – точными, тонкими, состоящими из кружева поэтичных образов. При жизни у него было не так много поклонников, зато их полно сейчас – ему посвящают стихотворения и песни, до сих пор идёт спор об установке памятника. Такие люди, как Александр Башлачёв, всегда оставляют свой след в истории и не могут не влиять на следующие поколения.  "Любой честный творческий автор должен быть понятен", - говорил Александр Борису Юханову в интервью. И он всю жизнь стремился быть понятным и понятым, стараясь не врать ни в песнях, ни в жизни.


Фото: gazeta.ru
Автор
Мария Горбунова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе