Александр Панкратов-Черный. Дорожите дружбой, это помогает в жизни.

Народный артист России Александр Панкратов-Черный самая настоящая легенда советского и российского кинематографа. 
© фото пресс служба фестиваля Черноречье


Если посмотреть фильмографию актера, то после того, как он сыграл одну из главных ролей в фильме «Мы из джаза», в его послужном списке практически не было простоев. Все эти годы до настоящего дня артист снимается без остановки. Заполучить звезду к себе на проект, мечта любого режиссера.


Недавно Александру Панкратову-Черному был вручен    специальный приз – приз главы города Дзержинска на Первом Открытом российском фестивале «Черноречье Фест». Этот фестиваль собрал весь цвет советского и российского кинематографа, и он по праву занял достойное место в культурной жизни региона. Президентом фестиваля выступил продюсер Сергей Новожилов. Кинопраздник состоялся при поддержке проекта "Формула хороших дел" АО "Сибур-Нефтехим" и участии дзержинской администрации.

Александр Васильевич приехал в Дзержинск в качестве почётного гостя. Артиста чествовали по поводу 55-летия с момента окончания им Горьковского театрального училища, которое находится неподалеку от Дзержинска, а также в июне этого года исполняется 40 лет с момента выхода в прокат культового фильма «Мы из джаза».

Александр Васильевич был тронут таким вниманием, читал со сцены свои стихи, благодарил дзержинцев за их теплый прием и душевную атмосферу, которую он почувствовал, находясь в этом гостеприимном городе. Артист с ностальгией вспоминал свое знакомство с актрисой Изольдой Извицкой, которая родилась в Дзержинске.

«Я побывал в музее Изольды Извицкой, - рассказывал со сцены народный артист, - и на меня нахлынули воспоминания. Вспомнил, что еще когда был ребенком, она меня благословила. Она спросила меня: «Санечка, о чем ты мечтаешь?» Я сказал, что хочу стать актёром и она написала мне на открытке: «Твоя мечта осуществится! И подписалась - Из. Из. Изольда Извицкая». И все сбылось. А потом, когда уже учился в театральном, она приезжала к нам на встречу, ее пригласили к студентам и я подошел к ней и сказал: «Здравствуйте, Изольда!» Она меня увидела и воскликнула: «Санечка, ты уже в театральном? Вот видишь твои мечты уже сбываются!»

Однажды мы встретились, незадолго до ее кончины, когда я был студентом ВГИКа и работал практикантом на Мосфильме. Она шла по коридору студии немного грустная, мы поговорили с ней, а потом ее не стало. Она очень любила Дзержинск, всегда сюда приезжала. Хорошо, что в родном городе ее помнят и берегут память о ней»

Слова народного артиста полностью соответствовали действительности, в рамках фестиваля в Дзержинске прошли мероприятия, посвященные Изольде Извицкой: посещение музея актрисы, возложение цветов к «Крыльцу Изольды».

Что касается посещения города, то Александр Васильевич в Дзержинске не впервые. На фестивале он общался со зрителями и делился своими воспоминаниями: «Мы с Евстигнеевым однажды приезжали сюда с концертом. Сидим за кулисами перед выступлением, Евгений Алексеевич говорит: «Сань, посмотри, зритель собирается?» Я выглядываю из-за кулис, в зале сидит всего 10-15 человек. Говорю: «Почти никого нет. Может отменить выступление?» А он отвечает: «Пусть хоть два человека придут, мы обязаны выступить». И мы около двух часов выступали, рассказывали, как делается кино. Потом только узнали, что перед нашим выступлением была страшная катастрофа на химическом комбинате, поэтому зрителям было не до встречи с артистами. Вот это я запомнил»

Но на этот раз в рамках фестиваля «Черноречье Фест» у Александра Васильевича появилась возможность взять реванш. В театре Драмы во время концерта «Поют артисты театра и кино», не было ни одного свободного места. Артист с удовольствием выступал со сцены, читал стихи собственного сочинения. Правда зрители после концерта подходили к Александру Васильевичу за автографами и спрашивали почему в его репертуаре нет стихов о любви.

Артист оправдывался: «На самом деле я написал много стихов о любви. Мне однажды Володя Высоцкий сказал: «Санька, ты написал больше, чем прочитал в своей жизни…»

В этот приезд артист не только выступал на концертах, встречался со зрителями, но и побывал на кинопросмотрах и очень внимательно ознакомился с работами своих коллег-режиссеров. Те, кто подробно не знает творческую биографию артиста, будут приятно удивлены, узнав, что по первому образованию Панкратов-Черный режиссер. Он учился во ВГИКе на режиссерском факультете в мастерской Ефима Дзигана.  В его режиссерской копилке было два фильма, молодой режиссер планировал продолжить снимать дальше, но неожиданно случился скандал. 

«После фильма «Похождения графа Невзорова», - вспоминает Александр Васильевич, - на пленуме кинематографистов заместитель председателя Госкино с трибуны заявил, что Панкратов-Черный «из подворотни» посмотрел на нашу Октябрьскую революцию. И я понял, что мне на Мосфильме делать нечего, надо уходить»

В полном расстройстве актер случайно встретился в Доме кино с Кареном Шахназаровым, начинающим режиссером, который только запускался с фильмом «Мы из джаза». В ресторане Дома кино Панкратов-Черный поделился своей печалью со студенческим приятелем, и сказал, что решил уходить из кино, снимать больше не дадут. Тогда молодой режиссёр попросил своего коллегу подыграть во время съемок Борису Брондукову, который был утвержден на роль саксофониста Степы Грушко. Он наговорил на словах роль, объяснил, чтобы ему хотелось видеть в кадре и попросил больше актерской импровизации.  

«Боря Брондуков ходил с саксофоном, - рассказывал Александр Васильевич, - я импровизировал, старался, подыгрывал. И вдруг Шахназаров увидел меня в этой роли Степы Грушко и переутвердил. Роль изменила мою судьбу. После того, как фильм вышел на экран, мы проснулись звездами»

Фильм прошёл с оглушительным успехом не только в СССР — его показывали в 26 странах! «Мы из джаза» был назван лучшим фильмом 1983 года, картина получила призы и дипломы на международных кинофестивалях в Гренобле, Чикаго, Лондоне и других, а Карену Шахназарову вручили премию Ленинского комсомола.

Панкратов-Черный любит вспоминать, как на фестивале в США в Нью-Орлеане они с Львом Дуровым шли по улице, и все таксисты восторженно кричали вслед: «Панкратов Шварц!».

Дуров шутливо возмущался, мол, я народный артист, меня здесь ни одна «собака» не знает, а ты кто такой, что тебя все таксисты узнают?»       

К слову сказать, Бориславу Брондукову уже который раз не везло со звездным шансом. Однажды его утвердили на главную роль в фильме «Афоня». Это он должен был сыграть непутевого сантехника. Но когда сценарий попал в руки режиссеру Георгию Данелия, тот назначил на главную роль Леонида Куравлева. И вот опять в картине «Мы из джаза» звездная роль досталась другому человеку – Панкратову-Черному. По этому поводу народный артист не перестает благодарить режиссера, за то, что он сделал из него настоящую звезду, а затем предложил не менее знаковые роли в картинах «Зимний вечер в Гаграх» и Курьер». 

На семидесятилетии известного режиссера в Доме кино собрались коллеги-кинематографисты. Александр Васильевич, поздравляя Шахназарова, сказал со сцены: «Про Шахназарова я могу рассказывать часами. Мы с Кареном дружим с 1971 года, вместе учились во ВГИКе, он у Таланкина, я у Дзигана. Хочу сказать: «Дорожите дружбой, это помогает в жизни». Уметь дружить, это самое необходимое качество в человеке».

К слову сказать, картина «Мы из джаза» должна была иметь продолжение. Сценарист Александр Бородянский даже написал сценарий, который планировали снимать в США украинские продюсеры. Была в сюжете и прописанная роль для Панкратова-Черного, но, к сожалению, события 2014 года, случившиеся на Украине, разрушили звездный замысел. И зритель не получил очередную блистательную комедию с участием любимого комика.

Александр Васильевич не унывает по этому поводу, кстати, после актерского звездного взлета, он продолжил снимать и как режиссер. Картина «Салон красоты», в которой снялись Георгий Бурков, Галина Польских, Ирина Алферова, Татьяна Васильева особенно полюбилась зрителям. Эту яркую, сатирическую комедию смотрят и до сих пор, в ней много актуальных и правдивых моментов, взятых из реальной жизни. Есть в ней и здоровая критика, направленная в сторону властей.   

Надо отдать должное, Александр Васильевич всегда отличался умением не только быть благодарным, но и всегда говорить то, что думает и не бояться критиковать. Возможно, правдивые слова не всегда всем нравятся. И на этот раз на церемонии закрытия фестиваля «Черноречье Фест» народный актер РФ, который является председателем попечительского совета Горьковского театрального училища, он закончил его в 1968 году, попросил нижегородские власти построить общежитие для студентов.

«Очень надеюсь, что нижегородский губернатор откликнется на наше желание и построит наконец-то для театрального училища общежитие, - сказал артист, - потому что сейчас снимать квартиру очень дорого для студентов»

Его слова вызвали огромный резонанс в СМИ, об этой публичной просьбе во время фестиваля написало сотни изданий. На прощание Александр Васильевич поблагодарил организаторов фестиваля за огромную и сложную работу, которую они проделали: «Спасибо Сергею Новожилову за то, что он устроил этот прекрасный праздник в Дзержинске. Дал возможность актерам, певцам, музыкантам встретиться с удивительными людьми, которые работают ради Отечества. Мой дедушка служил казаком еще при царе, и он мне всегда говорил: «Служить надо Отечеству, а не властям. Сегодня одна власть, завтра другая, послезавтра третья, а Отечество навечно! Дзержинск — это город славы и город труда! Служить надо людям!»

Александру Васильевичу в знак любви и признательности вручили подарок — сувенирный топор. За то, что он всегда рубит правду-матку и никого не боится.

Автор
Анжела ЯКУБОВСКАЯ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе