Алексей Поляков: «Самое интересное для нас – сохранять баланс и оставаться на стыке жанров»

На днях в театре Ленком квартет «Заячий стон» представил свой новый спектакль «Маршрут построен». 
«Заячий стон»


С одним из участников коллектива, актером Алексеем Поляковым, мы поговорили о премьере, поисках счастья и юморе – как способе борьбы с трудностями.


Алексей, одна из главных особенностей спектакля «Маршрут построен» в том, что это первая из ваших постановок, которую вы сделали на сцене родного театра…

Да! Эта премьера состоялась благодаря Алексею Борисовичу Франдетти. Через три дня после своего назначения на пост главного режиссера Ленкома он захотел встретиться с нами, «Заячьим стоном». И сказал – я хочу, чтобы вы сделали спектакль здесь, на этой сцене, какой сами пожелаете. Делайте то, что считаете нужным. Просто дал нам полный карт-бланш! Это была чистой воды авантюра. Мы очень благодарны ему за эту смелость и доверие, которые, на мой взгляд, окупились. (Улыбается.)

И вы сделали историю о преодолении кризиса среднего возраста, поиске счастья и новых смыслов?

Это история о том, как человек в какой-то момент своей уже довольно взрослой жизни понимает, что ему нужно обрести некое счастье. И решается на поступок – выйти из зоны комфорта и найти то самое счастье, о котором все говорят, пишут в книгах. И узнать – а существует ли оно вообще? Тут есть еще такой момент – обычно кризис среднего возраста считается чисто мужской историей, но мы постарались это мнение оспорить и написать пьесу, по которой поставлен спектакль, без гендерных различий. Про простое человеческое счастье, которое будет одинаково понятно и мужчине, и женщине, и старику, и ребенку.


«Заячий стон» в спектакле «Маршрут построен»


Как раз хотела обратить внимание на то, что все ваши постановки, в которых вы размышляете о жизни – это только мужской взгляд на мир. Какой же в них интерес для женщин?

Как ни странно, на наши спектакли в основном ходят женщины – 70% зрительного зала занимают именно они. Не знаю, с чем это связано, вернее, подозреваю, но озвучивать не буду. (Смеется.) Поэтому нашей главной задачей было сделать спектакль, понятный для каждого человека. Мы сознательно не написали ничего про любовь, потому что любовь всегда раскрывается через мужчину с одной стороны, через женщину – с другой и так далее. У нас здесь есть только любовь к жизни, и она должна быть понятна каждому человеку. Вот об этом спектакль – о любви к жизни, о своем пути и понимании этого пути.

Но ведь любовь между мужчиной и женщиной – очень важный отрезок на этом пути…

Да, соглашусь. Мы с ребятами очень долго спорили о том, нужно ли нам эту тему включать, и в итоге решили, что она достойна отдельного спектакля. Тема настолько глубокая и объемная, что в каком-то маленьком этюде ее не выразить. Поэтому, думаю, в следующем спектакле мы, наконец, ее подраскроем. У нас уже был спектакль о театре, спектакль о смысле жизни, спектакль «Титаник» – о существовании человека на «большой лодке», и вот теперь спектакль о счастье. Следующая остановка – любовь. (Улыбается.


«Заячий стон» в спектакле «Маршрут построен»


А как родилась идея порассуждать о кризисе среднего возраста? Может кто-то из вас ощутил его на себе?

Изначально наш коллектив – четыре актера театра «Ленком», которые сидели в гримерке особо без ролей и однажды решили сделать свой проект. Мы артисты, которые сами себе прокладывают дорогу, мы не сидим в ожидании, а разрубаем лес мачете. И когда мы подошли к созданию спектакля «Маршрут построен», поняли, что это и есть наш путь – мы вроде всегда находимся в рамках, в которых всё заранее понятно. Вот ты в театре – это и есть твоя судьба. Но в какой-то момент ты говоришь себе: «Нет, я так не хочу» – и сбегаешь от этой рутины, от правил, от того, что тебе навязала судьба, и пробуешь достичь того, чего ты хочешь на самом деле. В нашем спектакле есть свадьба как метафора чего-то навязанного, рутинного, очень нужного, по мнению общества. И главный герой, которого играет Кирилл Петров, сбегает со своей свадьбы в компании друзей, чтобы идти к счастью. Это некая аллюзия на пьесу «В ожидании Годо», где все просто ждут, когда же придет этот самый Годо и скажет, что всё будет хорошо. Но наши герои не сидят возле дерева, а срываются с места в поисках заветного общечеловеческого счастья. В спектакле есть такая сцена, когда мы говорим навигатору: «Постройте маршрут до счастья», он отвечает: «Вам до какого-нибудь необычного?», а кто-то из героев уточняет: «Нет, нам хватит и обычного, человеческого».

Действительно, история, основанная на реальных событиях…

У нас спектакль разделен на два плана – это план героев, которых четверо: жених, деверь, друг и официант. Мы намеренно не стали давать им имена, потому что не хотели ничего персонализировать. А второй план – когда мы, актеры, выходим из своих ролей и пытаемся осознать себя здесь и сейчас на сцене Ленкома. И в конечном счете становится понятно, что для того, чтобы быть счастливым, не нужно никуда идти. Нужно просто осознать себя здесь и сейчас. Счастье – это не путь, это остановка.



«Заячий стон» в спектакле «Маршрут построен»


Насколько я знаю, все ваши истории представлены в жанре комедии. Вот этот способ – говорить легко о сложном и весело о печальном – вы применяете и в реальной жизни? Юмор помогает преодолевать трудности?

Юмор – это некая степень защиты. Шутить в какие-то серьезные моменты – хороший способ справиться с реальностью, иногда колючей, иногда не совсем приятной. Поэтому юмор – это как у Мюнгхаузена: то самое средство, которое помогать вытащить самого себя из болота. А еще мы разговариваем на языке юмора, потому что мы фанаты Марка Анатольевича Захарова и Григория Горина, который всегда писал именно в таком ключе – немного ироничном и местами абсурдном, парадоксальном. И такой ход мыслей очень помогает справляться с реальностью, на мой взгляд. 

А что насчет мультижанровости ваших постановок? Не было опасений насчет того, что за нагромождением стилей зрителю трудно будет разглядеть основную мысль?

Конечно, такие страхи были. Но комедия – она всегда работает только на зрителя. Когда читаешь только что написанную пьесу в пустом зале, невозможно понять, какой отклик всё это вызовет, будет ли вообще людям смешно и поймут ли они, о чём мы говорим. Но мы просто рискнули, и вроде как получилось. (Улыбается.) И еще раз повторюсь, в нас глубоко сидит наследие Ленкома, и мне кажется, мы научились чувствовать эту тонкую грань, которая не позволяет нам свалиться в какую-то скетчевость, сохранять баланс, оставаться на стыке жанров. А это для нас – как раз самое интересное. И вообще, главная задача «Заячьего стона» – удивлять неожиданными поворотами. Новый спектакль очень сложен технически – мы используем много разных фокусов, мультимедийных приемов. Это, конечно же, чистый энтертеймент: мы хотели, чтобы зрители расслабились, посмеялись и почувствовали себя счастливее. Но при этом еще и подкинули смысла во всю эту историю. И это такой коктейль, который действительно работает. 


«Заячий стон» в спектакле «Маршрут построен»


Автор
Беседовала Анна АНТОРНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе