Анатолий Солоницын и его главная роль

По многочисленным воспоминаниям людей, которые хорошо знали Анатолия Алексеевича Солоницына, он был мало похож на артиста.

Простой, скромный, неприхотливый, не любил шумных компаний, да и внешностью обладал тоже неактёрской. Солоницын похож на всех, но забыть его лицо невозможно.

За свою короткую жизнь он успел подарить нам много замечательных ролей. Но не все знают, насколько трудным и самоотверженным был его актёрский путь.



Ранние годы

Когда 30 августа 1934 года в семье журналиста Алексея Солоницына родился сын, отец, впечатлённый подвигом исследователей Севера, наградил ребёнка необычным именем Отто, в честь Отто Юльевича Шмидта – руководителя этих арктических экспедиций. Мальчик рос в небольшом городке Богородске Нижегородской области (тогда Горьковский край). После войны немецкое имя стало восприниматься неоднозначно, поэтому Отто сам настоял на его смене, став Анатолием.

Скитания по городам Анатолия Солоницына начались с самого раннего детства. Будущий актёр окончил школу в Саратове, где его семья осела после войны. Там же он выучился на слесаря-инструментальщика, и некоторое время трудился на заводе. Потом отца по работе направили в Киргизию. Солоницыны вновь меняют место жительства и переезжают в город Фрунзе. Здесь молодой человек увлёкся художественной самодеятельностью и всё больше убеждался в том, что его призвание – быть актёром. Что это единственная профессия, где он может принести пользу людям.



Трудный путь на театральную сцену

В 1955 году у 20-летнего Анатолия Солоницына не было других желаний, кроме одного – стать не просто актёром, а именно хорошим актёром, и он поехал покорять Москву. Поступал трудно и долго. На экзаменах в ГИТИС Солоницын провалил последний тур и был очень расстроен. В следующие два года его также постигла неудача.

Тогда он уезжает учиться в Свердловск и без труда поступает в театральную студию при местном драматическом театре. В 1960 году после успешного окончания студии началась профессиональная актёрская карьера Анатолия Солоницына на сцене Свердловского театра. Роли доставались ему почти всегда второго плана, а хотелось большего. Хотелось интересных, значимых ролей.

Именно поэтому на протяжении многих лет, с 1960 по 1972 года, Солоницын мигрировал по театрам.  Искал точку отсчёта, а это было трудно. Тогда художественное руководство не давало делать то, чего хотелось, всегда были какие-то условия – сделать это, сыграть того.

Талантливый и ищущий Солоницын всегда, не задумываясь, бросал всё ради интересной роли. Чтобы сыграть Бориса Годунова, Анатолий Алексеевич переехал в Новосибирск, как-то устроился и проработал какое-то время в театре, сыграв несколько хороших ролей. Потом были Таллинн, Минск, Ленинград.

Ленинград – это город, в который актёр влюбился сразу и по-настоящему. Он думал, что здесь, в этих красотах родится новый Анатолий Солоницын. В Ленинграде у него появился долгожданный дом, после периода долгих бытовых мытарств. В театре им. Ленсовета Солоницын проработал 4 года, но планы театра и актёра часто не совпадали.



Главная роль


Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на съемках Рублева


Когда в журнале «Искусство кино» Анатолий Алексеевич увидел сценарий «Андрея Рублёва», у него загорелись глаза, он чувствовал, что это его роль, и он должен её сыграть. В тот момент Анатолий Солоницын жил в Свердловске, работал в театре, вёл театральный кружок в техникуме. У него не было связей и профессиональной известности, но было полно решимости изменить свою судьбу. Узнав, что съёмки ещё не начались, Солоницын уходит из театра и отправляется вновь покорять Москву.

В 1964 году, никому не известный провинциальный актёр пришёл на Мосфильм и смело предложил себя на роль Андрея Рублёва режиссёру Андрею Тарковскому. На роль великого иконописца Тарковский пробовал много известных актёров – от Смоктуновского до Любшина, и Любшин был почти утверждён. У Солоницына же за плечами была всего одна роль в короткометражном фильме начинающего режиссёра свердловской телестудии Глеба Панфилова.

Поиски претендента были долгими и трудными. Тарковский говорил своему консультанту Савве Ямщикову: «Вот бы такого, чтоб зрители не знали, и в самую точку попасть». Им и оказался Анатолий Солоницын. Андрей Арсеньевич увидел в нём «рублёвское» лицо и чувствовал, что нашёл того, кого долго искал.


Солоницын в или Рублева. 
Фото: Life


Но далеко не все разделяли точку зрения мастера. Худсовет убеждал Тарковского отказаться от кандидатуры неизвестного актёра, но он не отступал и пошёл на хитрость. Режиссёр показал искусствоведам фотопробы более 20 актёров и попросил выбрать лицо, которое могло бы быть лицом Андрея Рублёва. Все единогласно указали на Солоницына. И его утвердили.

«Выбор Тарковского был не то что абсолютно верен, но и подсказан с небес». (Вадим Абдрашитов).

Тарковский был очень требователен к Солоницыну. Анатолий Алексеевич находился в постоянном напряжении, боялся, что плохо играет и его снимут с роли. Самой первой снимали финальную новеллу «Колокол», где Андрей Рублёв, давший обет молчания, должен был заговорить впервые за несколько лет.


Режиссёру был необходим особенный голос главного героя, хрипловатый, надтреснутый, и он дал задание Солоницыну молчать 3 месяца перед съёмками. Анатолий Алексеевич согласился. Сцена получилась гениальной – голос звучал как нужно.


Фильм был выпущен на экраны только спустя 6 лет. Роль Рублёва принесла Солоницыну успех и известность. За границей он стал очень знаменит. Там интересовались, где у него вилла и какого типа женщин он предпочитает. Но всё это не про Анатолия Солоницына. Он всегда был бессребреником и жил в вечной неустроенности. Его устроенность была абсолютна в искусстве.



Последние годы и последний поворот судьбы


Анатолий Солоницын


Когда в 1976 году в московском театре Ленком Тарковский приступил к постановке Гамлета, Солоницын снова бросил все: Ленинград, театр, семью и опять оказался в Москве, надеясь на новый этап в жизни. Гамлет – мечта любого актёра, уникальный образ, который никогда ни один актёр не сыграет до конца, у каждого актёра он будет каждый раз разный. К сожалению, своим Гамлетом Солоницын был недоволен и даже плакал.

На съёмках фильма «Андрей Рублёв» между Тарковским и Солоницыным возникло глубокое внутренне родство. Солоницын стал для Тарковского талисманом, и в дальнейшем режиссёр не снимал без него картины. Исключением были «Иваново детство», но тогда они еще не были знакомы, и две последние картины «Ностальгия» и «Жертвоприношение» – по трагическим обстоятельствам.

В 1981 году произошёл последний поворот судьбы – у Анатолия Солоницына случайно обнаружили рак лёгких. Срочно была сделана операция, после которой неутомимый актёр быстро пришёл, как он сам говорил, в рабочую форму. Ну, подумаешь – нет лёгкого. Он начал интенсивно работать в картине «Остановился поезд», где сыграл журналиста, поднимающего нравственный вопрос о соотношении цели и средства.

Анатолия Солоницына не стало 11 июня 1982 года. Это был один из немногих актёров-подвижников. В кино Анатолий Солоницын навсегда останется Андреем Рублёвым, ведь что-то от Рублёва, какие-то главные вещи, были и в нём самом.

В заключение, хочется привести слова кинорежиссёра Вадим Абдрашитова:

«Есть актёры, которым на кинопробах не нужно давать текст, а просто поставить перед ними свечу и пусть человек смотрит и думает. И можно будет понять сразу, сделает актёр эту роль или нет. Вот таким актёром был Анатолий Солоницын».

Автор
Родион Творогин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе