Дети капитана Брата: вселенная Данилы Багрова пополнилась комиксами

К 25-летнему юбилею дилогии Алексея Балабанова ее поклонникам рассказали десять новых историй о героях фильмов.
Фото: Киностудия им. М. Горького


На полках книжных магазинов появилась долгожданная новинка — сборник комиксов вселенной «Брат» по мотивам одноименной дилогии, отмечающей в этом году 25-летний юбилей. Авторы признаются, что меньше всего хотели отлить героя в камне, бронзе и граните. История персонажа Сергея Бодрова, по их мнению, — не закапсулированный в девяностых миф, а актуальный смыслообразующий сюжет, который сегодня каждый понимает по-своему. В книге собраны десять историй в различных жанрах от разных авторских команд. Сценаристы и художники раздвигают границы дилогии, обращаясь к прошлому и будущему персонажей дилогии, предлагая свои интерпретации сюжета.



Дашины завтраки и банька Круглого

Приквелы, сиквелы, спин-оффы, аллюзии на нуары и корейские боевики с неоновыми вывесками и многофигурными лихими перестрелками — всё это есть среди историй сборника комиксов.

Продвинутая пенсионерка Дарья Викторовна, героиня истории «Старый друг», та самая, что когда-то была жрицей любви Мерилин в Чикаго, сохранила пристрастие к цветным парикам и леопардовым принтам, «рандомным» на теперешних московских бульварах. Она воспитывает двух очаровательных внучек, готовит им «жирное» — настоящий американский завтрак, яичницу с беконом, — и может разобраться с недетскими проблемами — у Даши знакомства с «бронтозаврами» из полукриминальной среды.


Кадр из фильма «Брат»
Фото: Киностудия им. М. Горького


В новелле «Вокруг да около» мы становимся свидетелями детства мафиози Круглого (персонаж Сергея Мурзина). Типичный советский поселок с покосившимися уютными избушками, мальчишка ходит с дедом на рыбалку, учится в обычной поселковой школе, тусуется в дворовой компании. И всё время слышит народные афоризмы, которые не встретишь в хрестоматиях: «вода мир моет», «хороша водка, да узка глотка», «с водкой смерть не страшна», «смерть жизни голова», «хорошему плясуну макарек не помеха», «работа не волк, человек не еж». В рисунках нет ничего чернушного — удочки, озеро, накрытый стол с лучком, солеными огурчиками и запотелой.

Дальше, по мере взросления, возникают картины «пацанских» будней — и снова россыпи «мудростей», вроде «один конь сто свиней не обскачет». И вот уже наш герой фирмач в столице: «кто в Москве не бывал, красоты не видал». Дорогие часы, тачки, посиделки в Сандунах и голый, избитый и связанный Татарин на кровати в финале. Титры. Такой вот генезис антагониста из «гущи народной».

Есть и элегические зарисовки, например, новелла «Зеленый чай» — скомканный жизнью «маленький человек», заезженный интеллигентный пролетарий в кепочке (а был ведь и такой типаж) служит контролером на автобусном маршруте, мужественно требует дюжих кавказцев оплатить проезд, подвергается насмешкам, но живет совсем иным: у него платонический роман с продавщицей ларька Светланой, такой же симпатичной неудачницей. Он каждый день покупает у нее бутерброд и зеленый чай...



Мифические девяностые

Встречаются в сборнике и довольно загадочные композиции. Такова, например, выполненная в памфлетной стилистике «Страна кариеса».

Как пояснил куратор сборника Алексей Замский, последнее — ассоциативная игра, построенная на смысловых контрастах:

— В Советском Союзе все лечили зубы плохо, а Америка сверкала идеальными белозубыми улыбками, даже если внутри, в душе все сгнило. И вот люди в девяностые уезжали, думая, что тут всё гниет, а там все белозубо. А получилось, что наоборот, — рассказал Алексей Замский «Известиям».


Брат. 25 лет. Обложка
Фото: Издательство «BUBBLE»


Главный редактор издательства BUBBLE Роман Котков назвал вдохновившую на комикс культовую дилогию Балабанова «капсулой времени», сохранившей в аллегорической форме ожидания, страхи и надежды поколения ровесников Данилы Багрова.


Брат. 25 лет. Альтернативная обложка
Фото: Издательство «BUBBLE»


— Мы изначально не хотели делать историю «Брата», высеченного в камне. Именно поэтому в книге собраны десять сюжетов в различных жанрах от разных авторских команд, желавших высказаться о герое. Сценаристы и художники раздвигают границы дилогии, обращаясь к прошлому и будущему Данилы, Татарина, Даши и других персонажей, предлагая свои интерпретации сюжета, — рассказал «Известиям» Роман Котов.

Главный редактор BUBBLE подчеркнул, что не рассматривает первоисточник как метатекст, заложивший основы для постмодернистской игры со стилистиками и эстетическими системами.

— Наш сборник скорее про эффект, который оказал фильм на несколько поколений российских зрителей, это попытка осмысления наследия Данилы Багрова, его влияния на культуру, менталитет, настроения в обществе. И конечно, мы говорим об изменениях, произошедших за четверть века. «Брат» — смысловой фундамент и миф, который каждый волен понимать по-своему.



Герой-призрак

Центральная идея сборника очевидна уже в первой новелле, рассказывающей историю крепкого, простого и немного застенчивого старшеклассника Дани, живущего уже в наши дни. Он обожает культуру девяностых, заслушивается «Князем тишины», способен постоять за себя в дворовой драке, рыцарски влюблен в одноклассницу, красотку модельной внешности Светку. Однако такой вот правильный паренек кажется белой вороной в социуме современных подростков. Хипстеры-одноклассники считают его олдскульным, гопники во дворе называют чмошником, Светлана и вовсе не замечает, да и вообще ему не чета — из школы ее забирает отец-чиновник на крутой иномарке, которого Даня считает по своей наивности гангстером.


Брат. 25 лет
Фото: Издательство «BUBBLE»


В общем, одинокий юноша вынужден коротать дни в автосервисе дяди Вени, наблюдая, как тот «воюет» с немцами — ремонтирует «Фольсвагены» и «БМВ», в которые мажоры льют всякую фигню, а как известно, что «русскому хорошо, то немцу смерть».

А еще все думают, что Даня разговаривает сам с собой, но мы-то видим — компанию ему составляет его кумир Данила Багров — призрачный наставник и хранитель. На страницах сборника он полупрозрачен, как и положено аллегорической фигуре, в особенности воплощающей несбыточные, а то и сомнительные в современном мейнстриме идеалы: готовность сложить голову за правду, наличие непоколебимых жизненных установок, привычка действовать, не оставляя времени на рефлексию, находчивость и авантюризм ради завершения сюжета, без всякого гешефта для себя.

Поможет ли призрачный и бескорыстный герой, услышавший музыку бунтарских девяностых, как когда-то Блок музыку революции, нашему современнику Дане? Ответ на этот вопрос будет спойлером, так что поставим точку. Впрочем, многое становится ясно уже из слогана комикса: «В чем сила — каждый решает для себя».

Автор
Дарья Ефремова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе