Имеет место быть или нет? Эти вопросы существуют столько же, сколько и сама способность творить. Вот и у нас теперь есть шанс, придя в музей, поразмышлять: что есть современное искусство и чем оно отличается от несовременного.
– Вы чувствуете, мир меняется буквально на глазах. Иногда начинает казаться, что мы живём уже в многомерном пространстве. Реакция мысли становится настолько быстрой – стоит о чём-то подумать, и каким-то необъяснимым образом получаешь ответ или намёк на него в каком-то происходящем событии. Теперь мы понимаем, что существует ещё и метафизическое пространство, и заново осваиваем модель мира. А поскольку художники тоньше и острее воспринимают действительность, они первыми отражают эти стремительные изменения жизни. Мы решили попробовать освоить классическое пространство музея и парка объектами современного искусства. Находясь рядом с нами, объединённые музеем, они вступают в диалоги между собой, со средой, со временем, – поясняет Ирина Реховских идею и смысл нового проекта.
Фестиваль занимает всё выставочное пространство музея – несколько верхних залов и парк. В первом выставочном зале «сошлись» столь разные объекты, что для них трудно подобрать объединяющее слово (эка, штуки!). Пожалуй, единственное, что их роднит, – все они сотворены из ненужных, сломанных вещей, подобранных неравнодушными людьми, решившими дать им вторую жизнь. Обломки музыкальных инструментов, части каких-то металлических предметов, первичное назначение которых даже не угадывается, гайки и шурупы, старые радиодетали и всякая всячина, соединённая фантазией авторов, становятся основой арт-объектов. В одних случаях – абстракция, в других – вполне узнаваемые явления, фигуры, как, например, Буратино Юрия Шурупова.
Во втором зале представлены работы рано ушедшего из жизни костромского скульптора и художника Владимира Смирнова, объединённые им в цикл «Сад поэта». Его судьба стала тем редким исключением, когда провинциальный скульптор состоялся в своём творчестве вопреки тому, что был лишён культурной среды, выставок, общения с критиками, необходимыми для развития мастера в этом виде искусства.
Владимир Смирнов – единственный участник фестиваля, работам которого непросто будет вступить в диалог с соседними объектами. Его эстетика далека от мусора, она «замешана» на высочайшем мастерстве графика, скульптора, философа. Изумляющая нежность и незащищённость присутствуют в каждой линии его рисунков. Почти все они – попытка осмысления любви. Любви человека к человеку. Духовная любовь не имеет пола – и никаких откровенных форм, пол иногда угадывается только намёком, а иногда и не угадывается. В ликах немногочисленных скульптур удивительным образом передаётся человек внутренний, его взгляд в себя и через это – в основы мироздания. Они объединены одним настроением – печалью, идущей от глубины постижения мира. Наверное, это печаль самого автора, бесспорно, прикоснувшегося к тайнам бытия, – без этого невозможно передать тонкий мир человеческой мысли, которым насыщена каждая его работа.
Третий зал занимает ассамбляж «Домино Матрёнина». Непосвящённым в технические детали искусства напомним, что это неблагозвучное слово – ассамбляж – вполне литературно и означает всего лишь одну из техник коллажа – компоновку материалов на какой-то основе. Николай Матрёнин за основу взял деревянные столешницы, покрытые разноцветной полихлорвиниловой плёнкой. На них он помещал то, что находил во время прогулок на Васильевском острове родного Санкт-Петербурга. Дверные ручки, шурупы, горлышки бутылок. Бывали находки и значительней – коньки, железная маска, пластмассовая кукла, гипсовый ангел. Дальше – импровизация, итог которой теперь мы и наблюдаем. В музейном проспекте об ассамбляже говорится, что это «пронзительно красиво», что возникает «семантическое, символическое и стилистическое напряжение, мерцающее многоуровневое художественное пространство», что «фрагменты архитектурного декора спорят с хаосом рваного железа». Искусствовед играет словами. Уверена, что «поиграть» в «пронзительно красивое» домино Матрёнина найдётся немало желающих и среди посетителей выставки. Но найдутся и те, кто ахматовскую фразу «О, если б знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» воспринимает не так конкретно. Те, кто полагает, что искусство рождается из стремления человека соответствовать гармонии и красоте мира, а божественная возможность творить даётся только людям с совершенной душой. Те, кто уверен, что истина и гармония – в чистоте и простоте. Те, кто с равным огорчением смотрит на арт-объекты из мусора и на гламур, рассматривая их как две стороны одной – фальшивой – монеты. Всё это очень несовременные люди, к которым отношусь и я.
Сад Губернаторского дома, который год от года становится всё краше, на время фестиваля «освоили» скульптуры, композиции и арт-объекты современных художников. Классические линии парка вполне «выдерживают» присутствие «Грустного короля» М. В. Дронова, «Красивой, весёлой» В. И. Корнеева, «Дон Кихота» Н. А. Силиса, «У моря» Е. А. Николаева. Приверженцы современного искусства с интересом познакомятся с двигающимися композициями, созданными из металлических находок – педальных панелей швейной машины «Зингер», прутов, болтов. Случайные старые вещи умелой рукой соединены в оригинальные конструкции. Рассматривать их занятно, но их «диалоги» услышит не каждый. Признаюсь честно: я – не слышу. А Ирина Реховских – слышит. На мои настойчивые вопросы о наличии волнения сердца и души в поле действия этих арт-объектов как непременном условии причисления их к искусству отвечает утвердительно. Я верю и понимаю, что не только она любит художников, но и они, несомненно, отвечают ей тем же. Ведь долгие годы для тех, кто нестандартно мыслил и нестандартно проявлял себя в живописи, музейная выставка оставалась несбыточной мечтой. Надо очень любить художников, чтобы понимать, что каждое проявление творческой фантазии и творческой мысли достойно того, чтобы его заметили – будь то перформанс, СМС-стихи, электронная музыка или конструкционные этюды, представленные на фестивале. Эти явления современной культурной жизни требуют осмысления, и это правильно, что площадкой для их обозрения стал музей. Во время всё большего погружения человека в компьютерную виртуальную реальность фестивальный призыв к живому общению как нельзя кстати. Мы будем знакомиться, удивляться, спорить, принимать и не принимать. Это и есть наши «диалоги во времени». Они определяют, кто есть кто, они помогают познать свою душу, они – даже через отрицание – делают нашу реальную жизнь ярче и богаче.
Северный край