Диана Вишнёва: «Будущее всегда за индивидуальностями»

Народная артистка России — о фестивале Context, секретах профессии и возрастном цензе танцовщиков.
Фото: Данил Головкин


12 ноября в Москве стартует 5-й международный фестиваль современной хореографии Context. С его основательницей, прима-балериной Мариинского театра Дианой Вишнёвой встретился обозреватель «Известий».


— Когда пять лет назад родилась идея фестиваля, вы представляли его себе именно таким — площадки ведущих театров, интригующие постановки, звезды балета в качестве участников?

— Нет, я и не предполагала, что мы настолько быстро разовьемся и вырастем до целой недели фестивального движения, да еще и в двух городах — Москве и Петербурге. Оглядываясь назад, я понимаю, что мы появились вовремя  — на волне активного развития современного танца в России.

Мы даем молодым хореографам площадку, на которой они могут экспериментировать в спокойной обстановке. При этом совершенно не бояться того, что их работы могут быть не поняты. Сегодня я вижу первые плоды нашего труда: участники прошлых фестивалей — Владимир Варнава, Константин Кейхель, Лилия Бурдинская, Константин Семенов — ставят для крупных академических театров, основывают свои танцевальные компании, дают мастер-классы. Для меня важно, что за пять лет мы смогли создать атмосферу открытого творчества.

— Этим летом вы завершили сотрудничество с Американским театром балета (American Ballet Theatre) в качестве приглашенной солистки. Чем было продиктовано это решение?

— Я провела 13 лет в АВТ. Большой срок. В какой-то момент я поняла, что сделала всё для этой труппы и она, в свою очередь, тоже дала мне всё по максимуму: новые роли, прекрасных партнеров, работу с выдающимися хореографами. Работать в АВТ было прекрасно, но это пройденный этап и я переворачиваю эту страницу.


Диана Вишнева и Марсело Гомес
Фото: Николай Круссер 


— Говорят, вас очень красиво проводили...

— В июне состоялись два моих прощальных спектакля. Театр выбрал один из самых драматически насыщенных балетов — «Онегин» Джона Кранко. Я танцевала с моим любимым партнером в АВТ Марсело Гомесом. В финале по заведенной в этом театре традиции вся труппа вышла на сцену, чтобы меня поздравить. Зал аплодировал стоя, сцена была усеяна лепестками цветов... Я благодарна каждому артисту и руководству театра за эти 13 насыщенных лет. Но уходить всегда нужно вовремя.

— Вовремя — это когда? Существует ли предел, после которого танцовщица не должна выходить на сцену?

— Конечно, у артистов есть свой предел, когда «физика» уже не позволяет быть в той же форме, что и в 20 лет. Поэтому важно критически себя оценивать. Но такое строгое правило оценки своих физических возможностей относится скорее к классическому балету, где всё подчинено определенным канонам.


Хотя и в классике сегодня уже не в полной мере действует четкое правило, когда балерина в 39 лет заканчивает карьеру. Всё зависит от ее физического состояния и стремления продолжать творить. В современном же танце, например, у артистов практически нет возраста. Конечно, физические возможности и здесь важны, но в большей мере включается драматическая составляющая, раскрытие себя в движении иного толка.


— В одном из интервью вы признались: «Мое поколение танцовщиц ушло, я будто осталась одна». Вы имели в виду возраст или уровень профессионализма?

— Я сказала это в контексте моего ухода из труппы Американского театра балета. В АВТ получилось так, что в какой-то момент все ключевые фигуры завершили карьеру или же просто решили сбавить обороты. Это нормально, такова наша профессия.

— Столь долговременное сотрудничество с артистами другой балетной школы изменило ваше представление о танце?

— Нью-Йорк не зря называют столицей мира. Сюда приезжает множество разнообразных танцевальных коллективов, работают многие хореографы, практически каждый день проходят премьеры спектаклей, открываются выставки современного искусства, проводится огромное количество интереснейших встреч с художниками и артистами. При наличии любой свободной минуты я старалась всё это впитывать, набираться новых знаний и впечатлений. Конечно, это очень обогатило и изменило меня как личность.

Мой американский период способствовал тому, что я стала иначе смотреть на свою профессию и танец в целом. Именно в Америке создавался мой первый индивидуальный проект «Красота в движении». И еще два проекта — «Диалоги» и «Грани». Затем они вошли в репертуар Мариинского театра, и я смогла привлечь к участию в них российских артистов.

— В Америке говорят: если вы хотите узнать, что особенного в русских балеринах, идите на выступление Дианы Вишнёвой. Вы сами знаете ответ на этот вопрос?

— Конечно, об этом лучше спросить у зрителей (улыбается). Но артисты русской школы действительно особенные. Сразу же узнаются по особой осанке, постановке рук, наклону головы. Не зря же в мире выделяют русскую школу балета (причем делят ее на московскую и петербургскую) и, например, французскую, где особое внимание концентрируется на пластичности стоп.

— Русская балетная школа, на ваш взгляд, по-прежнему поставляет миру звезд наивысшей пробы?

— Наша школа, безусловно, и сегодня одна из сильнейших. Исполнительские традиции сохраняются и передаются из ног в ноги, как у нас говорят. Есть и прекрасные педагоги. Но нельзя сказать, что где-то, в какой-то стране находится лучшая школа. Всё очень индивидуально, каждый выпуск дает свои таланты.

Другое дело, как ими распорядятся сами выпускники, насколько усердно они будут идти к своей цели. Будущее всегда за индивидуальностями. Это касается не только артистов, но и тех, кто возглавляет театры. Многое зависит от художественного руководителя и педагогов: от их способности увидеть талант и правильно его огранить.

— Есть принципиальное различие в работе балетных трупп в России, Америке и Европе? Где вам комфортнее работать?

— Различие обычно состоит в графике работы театра. Например, где-то утренние классы могут начинаться раньше, где-то — позже. Ну а продолжительность репетиций зависит от того, есть ли у труппы свое помещение. В России и Европе практически у каждой танцевальной компании имеется здание, где артисты могут работать всё свое время.


В США ситуация иная. Например, у того же Американского театра балета нет постоянного помещения, они арендуют залы в студиях. Если в Мариинском театре я могу часа два спокойно отрабатывать композицию с партнером, то в АВТ в один час укладываются не только репетиции солистов, но и массовые сцены. Поэтому там у танцовщиков очень плотный график.


— Вам было тяжело?

— Было интересно (улыбается). Временной лимит открывает в тебе новые ресурсы. Максимально сосредотачиваешься и грамотно распределяешь время на репетициях. Это дисциплинирует — как никогда начинаешь ценить минуты и часы.

— Кстати, о времени. Фестиваль Context и открытие балетной студии в Санкт-Петербурге не мешают вам развиваться как танцовщице? 

— Наоборот — являются продолжением моего творчества. Если на сцене я отвечаю прежде всего за себя и свой театр, то здесь совершенно другая история. Именно поэтому в фестивале Context я участвую во всем: в выборе участников зарубежной программы, в отборе финалистов конкурса молодых хореографов, в формировании кинопрограммы. Конечно, у меня прекрасная креативная команда, которой я полностью доверяю, но любое решение или вопрос всё равно проходят через меня.

Артистический опыт помогает мне определять, насколько профессиональна та или иная труппа, талантлив тот или иной спектакль или артист. Возможность гастролировать по миру позволяет видеть множество премьер и знакомиться с новыми именами хореографов. Получается, я всегда нахожусь в контексте того, что происходит в мире современного танца. И по-прежнему продолжаю выступать. На данном этапе, помимо постоянного театрального репертуара, мне интересно воплощать на сцене синтез танца, современного искусства, передовых технологий и дизайна.



Справка «Известий»

5-й фестиваль Context под художественным руководством Дианы Вишневой пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 12 по 19 ноября. Среди главных событий форума — московская премьера вечера «Балеты Стравинского», посвященного великому композитору, и российская премьера спектакля Марко Гекке «Нижинский». Впервые за пять лет фестиваль представит собственную постановку — специально для Context испанский хореограф Гойо Монтеро создал новую работу на музыку Шопена. 

Автор
Наталья Васильева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе