© fa
Макаревич — удивительно гибкий исполнитель, способный креативить в самых неожиданных обстоятельствах и областях. В разное время он торговал пылесосами и пельменями, рисовал картины и вел телепередачи.
Хотя, конечно, служение музам удавалось Андрею лучше всего, он долгожитель музыкального Олимпа — группе «Машина времени» в этом году исполнилось 45 лет. Дыхалка у Макаревича действительно феноменальная: помимо «Машины», он творит и в других творческих коалициях, и, в частности — исполняет песни других авторов.
В этом году он счел возможным перепеть произведения выдающегося российского барда Александра Галича. И не просто исполнить в каком-нибудь джем-междусобойчике, но и выпустить альбом «Облака», то есть сделать официальный римейк.
Этим исполнением Макаревича осталась крайне недовольна прямая наследница поэта, его дочка, Алена Архангельская-Галич. Скандал разгорелся еще весной сего года — тогда Алена дала несколько интервью, в которых крайне резко и негативно отозвалась о очередной поделке Макаревича:
Последний и вовсе оказался вором. Без моего ведома состряпал музыкальную программу из песен Галича и теперь всюду с ней выступает… … За моей спиной стал «рубить» хорошие деньги, причем зная, что я не давала согласия на исполнение некоторых песен. А он все равно с ними выступает, даже на телевидении, например, в программе Ивана Урганта.
говорила Алена Галич в интервью «Экспресс-газете». По некоторым источникам, именно из телепередачи она и узнала о том, что Андрей запел песни Александра Галича. Сам Андрей считает себя достаточно весомой фигурой для того, чтобы не ставить наследников певца в известность о своих римейк-планах, с Аленой Галич он не советовался и вообще не обращался к ней официально.
Российское авторское общество, однако, сегодня пояснило газете «Комсомольская Правда», что формально Макар «чист» — все официальные перечисления за авторские права были сделаны. Правда, эта официальная сумма оказалась столь мала, что Алена Галич на них даже не смогла съездить навестить могилу отца. (Галич похоронен в Париже)
Алена Галич в своих комментариях по ситуации не стесняется переходить на личности и касаться, скажем так, немузыкальных и неюридических тем:
И вид Макаревича, и его манера исполнения не выдерживали никакой критики. У меня сложилось впечатление, что он вообще не понимает, о чем поет.
Алена прямо говорит, что дело не в деньгах и формальных правилах — ей просто не нравится сам факт того, что Макаревич поет песни всенародно любимого Галича.
В разных источниках разнится информация о дальнейших намерениях наследницы певца. Она хотела бы подать в суд, но не верит российской правовой системе и не имеет денег на хорошего адвоката.
В принципе, скепсис дочери Александра Галича понятен: с точки зрения закона ушлый Макаревич окажется прав. РАО это подтверждает. Но есть ведь и вопросы более насущного толка. Галич — уже вписавший себя в русскую культуру поэт, это — наше общее достояние. Пусть это нигде не закреплено документально и это «общее» нельзя потрогать руками. Оно или есть в душе, или нет — это чувство общности и единства с русской культурой.
Вот именно на это общее и светлое посягнул Макаревич. Не сложно себе представить его реакцию — собственно, позицию Макара уже озвучил его наемный сотрудник Антон Чернин:
Волна пошла, когда Андрей сделал заявления по Крыму. Возможно, Алена Галич не согласна с политической позицией Макаревича.
Не «возможно», а не согласна — гражданскую позицию дочки Галича не сложно найти через поисковик. Вот, к примеру, еще одна цитата из интервью с Аленой:
Возвращение Крыма России — большой праздник для всего нашего народа, а идти против людей, как это советует Макаревич, можно расценить не иначе, как предательство!
И именно расхождения по крымскому и украинскому вопросу и привели к нынешней ситуации. Давайте будем взрослыми людьми — все мы понимаем, что не в авторских отчислениях дело. Но Макар демонстративно и откровенно плюет «на людское» — при этом не стесняется этим людским пользоваться. Будь то наследие поэта или возможность обратиться за помощью к президенту России.
Складывается впечатление, что такие понятия, как любовь к родине, патриотизм — не знакомы Макаревичу. В советской прессе это называлось «безродым космополитизмом». Мы смеялись над этим уродливым термином — но в реальности он выглядит еще более уродливо. У Макаревича ОТСУТСТВУЕТ духовное ощущение Родины. Если принять эту максиму за аксиому, то становится понятна вся его самоубийственная логика поведения последнего года. Он плюет в колодец, из которого пил много лет, не понимая, что делает. И искренне удивляется тому, что вдруг из коллективного бессознательного ему стала прилетать обраточка. Раз за разом.
Плюнешь в коллектив — он утрется. Но если коллектив плюнет в тебя… Это тоже из советского наследия постулат. Странно, что Макаревич его не учитывает.
И коль он позиционирует себя как сторонник одного конкретного лагеря — прозападного, то пусть не прогибается под изменчивый мир и будет готов испить свою чашу до дна. Будет горько. Отмены концертов и возможный запрет на исполнение не своих песен — еще цветочки.
Сергей 'Спайкер' Сакин