Доктор хаоса

Андрей Кончаловский снял 27 фильмов, поставил 8 спектаклей, в том числе 5 опер, несколько массовых представлений, опубликовал 6 книг и более 100 публицистических статей. "Огонек" вспомнил самые заметные фильмы мастера.

"История Аси Клячиной", 1967/1987 год

Визитная карточка Кончаловского, фильм-откровение. Черно-белый художественный фильм, снятый в 1967 году, вышедший в прокат только 20 лет спустя. История любви кроткой и гордой Аси-хромоножки к непутевому шоферу Степану. Фильм снимался в селе Безводье Горьковской области, в большинстве ролей заняты жители села. Кончаловский отказался от приглашения на главные роли известных актеров, за исключением Ии Саввиной. В фильме присутствуют полудокументальные кадры, в частности монологи сельских жителей с рассказами о своей жизни (на фронте, в лагерях и пр.). Их снимали двумя или тремя камерами, с синхронной записью звука. Премьера фильма состоялась в 1987 году.

"Сибириада", 1978 год

Изначально планировался фильм о жизни сибирских нефтяников к очередному съезду КПСС. Но Кончаловский вышел за рамки "госзаказа" и снял роман-эпопею о русском народе. История двух враждующих семей — Соломиных и Устюжаниных,— постоянно сталкивающихся и в радости, и в горе, растянута на полвека. Рассказ о людях из глухой деревни Елани, которые в контексте пространства и времени — лишь крохи истории. Но "Сибириада" по Кончаловскому — это о ХХ веке вообще и о том, что будет потом, пока людей независимо от их происхождения, социального статуса, достатка будет объединять земля — родина. Где, как говорит один из героев, "хорошего, конечно, мало! Но лучше ее все равно не найти!"


"Поезд-беглец", 1985 год

Опасный преступник и его сокамерник совершают побег из тюрьмы строгого режима и оказываются на грузовом поезде. Вот она, свобода, но машинист умирает от сердечного приступа, и герои несутся на огромной скорости в снежную бурю навстречу гибели. Фильм-метафора: человек сменил тоталитарную тюрьму на неуправляемый поезд свободы. В России фильм посчитали типичным американским триллером, в США — слишком сложным. Теперь во многих киноакадемиях мира "Поезд-беглец" — пример единства формы и содержания. Фильм был номинирован на три премии "Оскар".


"Ближний круг", 1991 год

Своеобразный манифест Кончаловского. Автор не оценивает сталинский режим, он его исследует, ищет, что его породило, корень. Им, по версии режиссера, оказывается обычный киномеханик по имени Иван, который крутит фильмы для Сталина и его ближнего круга. Он боготворит Сталина, готов отдать жизнь за него. Его жена погибает, видя, что муж не может выбрать между любовью к ней и к вождю. Иван не винит в этом Сталина и даже не сообщает ему о трагедии. Иван — наш, мы все — Иваны, абсурдное поколение, которое выбирало "ближний круг", а не семейный.


"Дом дураков", 2002 год

Где-то на границе Чечни и Ингушетии находится клиника для душевныобольных. Однажды ее главврач со всем медперсоналом куда-то исчезает, бросив пациентов. Они не успевают насладиться свободой, в их размеренную и спокойную жизнь врываются вооруженные боевики, затем российские войска. Двери интерната открыты для всех — для друзей и врагов, как и сердце одной из душевнобольных Жанны, для которой любовь — единственный способ выживания в этом мире. Этот фильм — один из ключевых для Кончаловского. Здесь нет моралите, нет осуждения той или иной стороны, нет сцен насилия. Ненапряженная многоаспектная лента-оксюморон, лента-метафора, лента-айсберг, где на поверхности только малая часть правды, а все главное находится в глубине.


Подготовила Дария Лехницкая

Огоне

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе