Форму лысины Ленина утверждали в Министерстве культуры

Как актеры воплощали в кино и на сцене образ вождя мировой революции.
Главным Лениным советского экрана можно смело назвать народного артиста РФСР Юрия Каюрова
Фото: фотохроника ТАСС.



ГЛАВНЫЙ ИЛЬИЧ - ЮРИЙ КАЮРОВ

Первым исполнителем роли Ленина еще в немом кино стал непрофессиональный актёр, рабочий металлургического завода Василий Никандров. Это был фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь», снятый в 1927 году. Никандров к этому времени был уже пенсионером, а до этого играл в самодеятельном театре. Эйзенштейн выбрал его в силу внешнего сходства. После успешного дебюта рабочий-металлург воплотил образ Ильича еще в нескольких фильмах. И даже исполнил роль Ленина в постановке Малого театра в спектакле «1917».


Фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь», снятый в 1927 году


Но это было только начало, а дальше пошло-поехало…

Эталонные образы вождя воплотили Борис Щукин, Максим Штраух , Михаил Кондратьев, Борис Смирнов. Удивительно, но участие в лениниане не накладывало на актера жестких творческих обязательств, например, Штраух сыграл и Ленина, и доктора Айболита в один год.

Но главным Лениным советского экрана можно смело назвать народного артиста РФСР Юрия Каюрова, хотя в жизни, без бородки и лысины, в Юрии Ивановиче не узнать вождя мирового пролетариата. Но именно его образ стал решающим в карьере актера Саратовского драмтеатра - молодой Ильич из фильма «В начале века» стал его первой работой в кинематографе, а после второй роли Ленина в телефильме «Сквозь ледяную мглу» его заметили и пригласили в Малый театр. С тех пор Каюров стал эталонным воплощением вождя, он сыграл его больше всех: «В начале века», «Шестое июля», «Кремлёвские куранты», «Хождение по мукам», «Маршал революции», «Поэма о крыльях», «Ссыльный № 011», «Ленин в Париже» и во многих других, - всего 18 раз!

И хотя считалось, что канонического Ленина изображали довольно плоско, а вариантов для пластики и портретного сходства было немного: лысенький, картавый, с прищуром, либо на броневики размахивает кепкой, либо определенным образом закладывает руку за лацкан пиджака: “Здгавсгуйте товагищи!”, на самом деле работа над созданием образа шла колоссальная.

Режиссер Михаил Ромм вспоминал, что в фильме «Ленин в 1918 году» Борису Щукину нужно было играть раненого Ленина. Актер потребовал, чтобы его повезли на «скорой помощи», и смотрел, как ведут себя тяжелораненые люди, главным образом после тяжелых травм, шоковом состоянии, разговаривал с врачами очень внимательно и даже изучал анатомию. В результате, когда начал работать, Щукин не только знал, но чувствовал, где ему больно.



ВМЕСТО БАТАЛОВА - СМОКТУНОВСКИЙ

В 60-е годы уже стали разрешать всякие эксперименты над образом вождя. Ленин-шестидесятник более интеллектуальный, рефлексирующий. Его играли Михаил Ульянов, Родион Нахапетов, Иннокентий Смоктуновкий, Кирилл Лавров… Пробовались на роль Ленина Леонид Броневой, Олег Табаков, Николай Губенко, Борис Галкин.


Иннокентий Смоктуновский сыграл Ленина в фильмах «На одной планете», «Первый посетитель»


Однажды на киностудии «Ленфильм» предложили сыграть Ленина Алексею Баталову. И он отказался: «Никогда в жизни!». От крупных неприятностей, его спас сценарист Юрий Герман, который выступил на собрании киностудии: «Товарищи, мне сказали, что какой-то умник предложил роль Ленина долговязому, курносому пацану Алеше Баталову, который не является даже членом партии. Это глупый анекдот или кто-то осмелился сделать пародию на Ильича?» После минутной паузы все принялись обсуждать «абсурдную идею» - доверить роль Ленина неокрепшему юноше. И стали возмущаться не «хамским» отказом, а тем, кто сделал Баталову такое легкомысленное предложение. Баталова «реабилитировали». А «замечательную» роль получил Иннокентий Смоктуновский, который сыграл Ленина в фильмах «На одной планете», «Первый посетитель».

Не маловажным фактом при согласии на роль было и то, что за участие в Лениниане хорошо платили. Для провинциальных актеров — это еще и была гарантия карьерного роста. Не говоря про квартиры, дачи и даже Ленинскую премию - золотая медаль плюс денежная вознаграждение в разные годы от 7500 до 10 000 рублей (для сравнения автомобиль «Жигули» стоил 5-6 тысяч).



КАК СОЗДАВАЛИ ГРИМ

Культовый советский спектакль «Так победим!» (конец 80-х) на сцене МХАТа по пьесе Михаила Шатрова получил Госпремию. А один из старейших театральных художников-гримеров Николай Максимов - звание заслуженного деятеля искусств за создание образа Ленина, которого играл Александр Калягин. Драматург Михаил Шатров и режиссер Олег Ефремов хотели, чтобы Калягин играл Ильича без грима. Просто вышел в пиджаке и галстуке на сцену. Калягин сомневался, узнают ли его зрители? И тогда художник придумал сложный грим, который сделал его очень убедительным в этой роли.


Спектакль "Так победим" на сцене МХАТа. На снимке: в роли Ленина - Александр Калягин


- За эталон мы брали парадно-официальные портреты вождя, - рассказал мне Николай Максимов. - Эталонными считались работы художника Николая Андреева. Скорее всего в жизни Ленин выглядел иначе, но народ по портретам знал его именно таким, поэтому и на сцене Ильич должен быть в этом же образе. Примером для гримеров был мозаичный портрет вождя мировой революции на станции метро «Библиотека им. Ленина». Портретный грим утверждали в Министерстве культуры. И по утвержденному стандарту у Ленина обязательно должна быть «положительная лысина».

- То есть?

- Отсутствие волос на голове — все-таки изъян. Чтобы лысину Ленина сделать обаятельной, нужно было четко соблюсти графический рисунок: высоту бордюрчика, его конфигурацию, цвет...

Когда в провинции собирались ставить, например, пьесу Погодина «Кремлевские куранты», актеры и гримеры из местных театров приезжали во МХАТ, чтобы по нашему эталону научиться делать портретный грим. И после отправляли фотографии в Министерство культуры на утверждение. Можете себе представить, какая это была кропотливая работа, если ленинская тема была обязательной в каждом театре!



ДВА ЕВГЕНИЯ СЫГРАЮТ ЛЕНИНА

В перестроечное время на смену «иконописным» образам пришли хулиганские портреты. Виктор Сухоруков сыграл Ленина дважды — в фарсовой «Комедии строгого режима». Герою Сухорукову-зэку, участвующему в тюремной художественной самодеятельности, доверили в театральной постановке роль Ильича. Еще была эстонская картина «Все мои Ленины» фантазийно-издевательского характера, тем не менее получившая кинематографическую награду в Таллине. Там сюжет строится на распространенной версии, что в революции участвовало несколько двойников-вождя. В глухих эстонских лесах действует школа двойников, чтобы те могли заменить Ленина в экстремальном случае. Но потом оказывается, что двойники даже лучше смотрятся в роли вождя, чем настоящий Ленин. Настоящего утопили в водах Балтийского моря, а в Петроград отправились его клоны...

Скоро, к 100-летию революции, выйдут сразу два телефильма. Евгений Стычкин играет Ленина в восьмисерийном фильме «Троцкий». А Евгений Миронов — тоже в восьмисерийном политическом триллере «Демон революции». Как заявляют сами актеры, они играют не икону, а «живого человека». Поглядим...

«Евгений Миронов выглядит убедительно в роли Ленина даже без грима, - считает продюсер сериала Александр Роднянский. - Главное не грим, не портретное сходство, а пластика, его жесты, походка, мимика».


Евгений Миронов выглядит убедительно в роли Ленина
Фото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА



КСТАТИ

ШТУРМ ЗИМНЕГО ВЕЛЕЛ СНИМАТЬ СТАЛИН

К 20-летнему юбилею Октября нужно было создать фильм о революции и Ленине. Выполнять госзаказ доверили режиссеру Михаилу Ромму. Работа актера Бориса Щукина в роли Ленина — не только чудо грима, но и абсолютное погружения в персонаж. Хотя Щукин поначалу от роли отказывался, не подозревая, что она станет главной работой в его творческой биографии. Но тема была рискованная, задача щекотливая: в игровом, звуковом кино образы Ленина прежде не появлялись, поэтому невозможно было опереться на чей-то опыт. А если вдруг кто-то из зрителей решил, что Щукин вредительски плохо сыграл эту роль? На этом не только карьера, но и жизнь актера могла закончиться.

Съёмки фильма «Ленин в Октябре» шли авральными темпами. Начались 17 августа 1937 года, а монтаж закончился к самой премьере — 6 ноября, то есть менее чем за три месяца. Премьера проходила в Большом театре.

«Как я пришел в Большой театр, не помню, - вспоминал Михаил Ромм. - Механики, инженеры еще монтируют что-то, переругиваются. Трясутся все. До просмотра-то осталось каких-то сорок пять минут, а у них что-то не готово.

И дальше все пошло не так. Ни слова понять нельзя, изображение то большое, то маленькое, на экране муть, картина рвалась раз пятнадцать. К концу я был совершенно измучен и только думал: ну, хоть бы кончилось, хоть бы кончилось!

Наконец, кончилось! Я сижу, закрывши глаза: ведь провал явный. Что такое? Громовые аплодисменты. Открываю глаза: аплодируют, глядя в правительственную ложу. А там стоит в ложе Сталин и все Политбюро, и Сталин аплодирует. Ну, естественно, весь зал аплодировать. Он же картину-то видел раньше, знал, что и звук хороший и изображение нормальное.

Я тогда пошел в будку. Ну, думаю: сейчас я кого-нибудь убью! Схвачу две коробки – и по голове... Распахиваю дверь в будку, а там стоит в дверях чин из ГПУ. Смотрю, механики и какие-то инженеры здесь, трясущиеся, жалкие, собирают обрывки пленки. И понял я по взгляду этого человека, что дело механиков плохо. Пришел домой, рухнул чуть не плачу, думаю: «Что же это за позорище такое?! Кошмар!»

Главное, все эти дни я спать не мог. Так привык не спать за октябрь-то, что и снотворное принимал, и только засну, что-нибудь как толкнет меня: вспомню и сажусь. То мне снится, что дубля нету, то что-то еще».

На следующий день после премьеры была демонстрация 7 ноября.

«Кончилась демонстрация, увидел я на трибуне Сталина, поприветствовал его, - продолжал Михаил Ромм. - Ну, обратно возвращался через Пушкинскую площадь – посмотреть, идет в «Центральном»? Идет «Ленин в Октябре»,– толпа народа.

Как-то я вдруг успокоился. Думаю: можно спать. Пришел домой, сразу лег спать

Заснул. А через часа три начала жена меня будить, и никак не может. Я открою глаза и опять падаю. Трясет она меня, говорит:

– Роммочка, вставай!

Одеваюсь я, машина, оказывается, меня уже ждет полчаса, я все никак проснуться не мог. Сел, приехал к Шумяцкому (начальник Главного управления кинопромышленности и заместитель председателя комитета по делам искусств, расстрелян в 1938 году).

Выходит Шумяцкий, потирает руки, говорит:

– Сегодня после демонстрации Иосиф Виссарионович еще раз смотрел картину и просил передать вам, что без ареста Временного правительства и штурма Зимнего дворца все-таки крах буржуазного правительства России будет неясен. Придется доснять штурм Зимнего дворца и арест Временного правительства.

Я говорю:

– Как доснять? Когда доснять? Ведь картина на экране!

А Шумяцкий говорит:

– Нет, она уже не на экране, час назад она по телеграфу снята со всех экранов.

И я в первый раз в жизни упал в обморок. Не совсем, правда, упал. Меня затошнило, поплыла так комната, как полагается, я клюнул в стол, но взял себя в руки. Я говорю:

–Когда надо это снять?

Шумяцкий мне говорит:

– Немедленно.

Автор
АНАСТАСИЯ ПЛЕШАКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе