Герой не своего времени

Умер Николай Караченцов.
Не дожив одного дня до своего 74-летия, в московской больнице умер от рака Николай Караченцов.
Фото: PhotoXpress.ru


Актер, воплотивший для зрителей 1970-х годов грезу о чудесной стране, населенной дуэлянтами, мореплавателями, ковбоями, благородными жуликами и безобидными гангстерами, был с февраля 2005 года выбит из профессии страшной автомобильной аварией.


Караченцов служил в Театре имени Ленинского комсомола с 1967 года и по возрасту еще «успевал» в шестидесятники. Но режиссеры советской «новой волны», сосредоточенные на современных конфликтах, просто не знали, как использовать его психофизику и пластику универсального ярмарочного лицедея. Брутальность сочеталась в нем с эксцентрикой и самоиронией. Мальчишеская непосредственность — с непременным соблюдением дистанции между актером и персонажем.

Он и подошел бы на роли комсомольцев-добровольцев, «наших современников» — этот советский штамп обозначал активного строителя коммунизма,— но входил в неуловимый диссонанс с современностью. Был в равной степени чужд бескомпромиссной определенности 1960-х и нравственной амбивалентности 1970-х. Не герой своего времени, но и не антигерой. В лучшем случае — друг главного героя. Не Гамлет, но Лаэрт: его Караченцов сыграл в «Гамлете» (1974) в постановке Андрея Тарковского. В общем, в кино «про жизнь» Караченцов почти не снимался: тем интереснее его участие в «полочном» фильме Бориса Фрумина «Ошибки юности» (1978) и роль невинно жестокого Бусыгина в экранизации Виталием Мельниковым «Старшего сына» (1975) Вампилова.

Что ж, не получается быть героем своего времени — можно стать героем времени не своего. Точнее говоря, героем, невозможным «здесь и сейчас», но о котором грезят современники. Семидесятые годы — интереснейшая, нерасшифрованная эпоха советского «общества потребления» и тотального эскапизма на экране и сцене. Марк Захаров первым осознал запросы времени, доверив в 1974-м Караченцову роль Тиля Уленшпигеля, голодранца-мятежника, шута и героя в одном лице. Затем — двойную роль вожака рейнджеров и самой Смерти в мюзикле по поэме Пабло Неруды «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1976). И наконец, главную роль всей жизни Караченцова — графа Резанова в мюзикле Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось» — идеального любовника, о встрече и непременном расставании с которым мечтали миллионы девушек. С тех пор, сколь бы сухопутную роль ни играл Караченцов, казалось, что под его ногами — пляшущая палуба корабля в штормовом море. И даже если на экране он не пел, любой фильм с его участием казался мюзиклом: возможно, дело в особом телесном ритме Караченцова, его природном драйве.


Он не играл костюмированных героев иных времен и иных краев, а азартно играл в персонажей Лопе де Веги, О’Генри или Конан-Дойля.


Играл в самодовольного маркиза Рикардо («Собака на сене», Ян Фрид, 1977), уверенного, что «любовь ласкает молодых и рьяных». В рыжего разбойника Дикки Мелони, вынесенного волнами Карибского моря прямо в кресло президента опереточной центральноамериканской страны («Короли и капуста», Николай Рашеев, 1978). В мелодраматического мстителя из «Этюда в багровых тонах» («Шерлок Холмс и доктор Ватсон», Игорь Масленников, 1979). В комических ковбоев («Человек с бульвара Капуцинов», Алла Сурикова, 1987) и одесских «япончиков» («Дежа вю», Юлиуш Махульский, 1989).

Символично, что Жан-Поль Бельмондо в семи своих хитах — от «Частного детектива» до «Профессионала» — говорил с советскими зрителями именно голосом Караченцова. Если кого-то из актеров и можно назвать «нашим Бельмондо», то именно его, столь же неотразимо некрасивого и наделенного таким же волшебным даром освободить людей — пусть на пару часов — от плена повседневности.



Жизненный и творческий путь Николая Караченцова


Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве. Его отец работал художником в журнале «Огонек», а мать была балетмейстером. В семь лет родители отдали ребенка в привилегированный интернат при Министерстве внешней торговли. Мечтая стать актером, Караченцов поступил в Школу-студию МХАТ, затем, окончив ее, начал работать в «Ленкоме» с уже известным Марком Захаровым. В 1974 году тот дал молодому актеру роль в спектакле «Тиль» (на фото), после чего Караченцов стал популярным
Фото: Виталий Арутюнов / РИА Новости


«Мечту не надо трепать, держи ее при себе, иначе она станет похожей на замусоленную купюру» 
Но настоящей сенсацией стала рок-опера «Юнона и Авось», где Караченцов исполнил роль графа Резанова (на фото). После этого его признали «синтетическим актером», способным реализовать себя в самых разных образах. Сам спектакль с участием Караченцова шел на сцене театра еще более 20 лет
Фото: Рыбчинский / РИА Новости

Кинокарьера Николая Караченцова начала развиваться после небольшой роли в фильме «Красная площадь» (1970). Однако известность ему принесла экранизация пьесы Александра Вампилова «Старший сын» (1975) 
На фото диктор ЦТ Татьяна Грушина (Судец) и Николай Караченцов ведут «Голубой огонек» на Центральном телевидении
Фото: А. Агеев / РИА Новости


«Я всегда хотел быть первым артистом в мире... и не меньше. Может, этого и не получится, но надо ставить себе задачи максимальные, иначе мы разменяемся, иначе мы привыкнем — "и так сойдет"»
Фото: Первенцев / РИА Новости

Одной из самых ярких ролей Николая Караченцова в кино стала роль Билли Кинга в фильме Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» (кадр на фото). В тот же период он появлялся в таких картинах, как «Собака на сене» (1977), «Ярославна, королева Франции» (1979), «Благочестивая Марта», (1980), «Дамы приглашают кавалеров» (1981), «Трест, который лопнул» (1982)
Фото: Галина Кмит / РИА Новости

В 1977 году Николаю Караченцову было присвоено звание заслуженного артиста, а в 1989 году — народного артиста РСФСР. Актер также является членом Российской академии кинематографических искусств и награжден орденами Почета (1997), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2009), Святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских I степени (2007)


В начале 1990-х российский кинематограф переживал непростые времена. Многие советские актеры оказались невостребованны. Тем не менее Караченцов снимался в различного рода комедиях, а также в телесериалах («Петербургские тайны», «Королева Марго», «Тайны дворцовых переворотов», «Досье детектива Дубровского»)


Несмотря на то что Николай Караченцов — один из любимейших актеров Марка Захарова, режиссер почти не задействовал его в своих фильмах, за исключением небольших ролей в телевизионных лентах «Двенадцать стульев» и «Дом, который построил Свифт»
Фото: Коммерсантъ купить фото

«Свои депрессии и кризисы стараюсь никому не показывать, поскольку мама с детства меня учила не перекладывать боль на других»
Фото: Коммерсантъ купить фото

«Мужчина не имеет права соединять слова "я" и "устал". Он может один раз в жизни сказать: "Нет больше сил" и умереть» 
В феврале 2005 года Николай Караченцов попал в аварию. Он торопился с дачи домой, так как в эту ночь умерла его теща. Не справившись с управлением, артист попал в серьезную аварию. Некоторое время он находился в коме, получив тяжелую черепно-мозговую травму. В сентябре 2017 года у актера диагностировали неоперабельную раковую опухоль в левом легком
Фото: Коммерсантъ купить фото

«Любящие люди должны душами разговаривать, а если не получается, то что языками трепаться» 
C 1975 года Николай Караченцов был женат на актрисе Людмиле Поргиной (на фото). У пары есть сын
Фото: Коммерсантъ купить фото


26 октября 2018 года стало известно о смерти Николая Караченцова. За несколько дней до смерти его состояние резко ухудшилось, а утром 26 октября у актера отказали почки
Фото: Коммерсантъ купить фото


Автор
Михаил Трофименков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе