Игры разума

В 1991 году на экранах российского телевидения появляется первый рекламный ролик, встреченный аудиторией с интересом и энтузиазмом. 

Появление телевизионной рекламы стало показателем развития новых взаимоотношений между производителем, провайдером услуг и потребителем, а также началом освоения маркетинговых технологий для продвижения товаров и услуг. После столь позднего относительно других стран рекламного старта в 2002 году Россия входит в пятерку стран, лидирующих по частоте просмотра рекламных роликов населением.

Такая рекламная экспансия породила появление нового термина «рекламофилия». По своей семантике этот термин не вполне соответствует социальной проблеме, скрывающейся за ним. Было бы правильнее назвать это явление «рекламозависимостью».

Что же такое рекламозависимость? Речь здесь совершенно не о любви к рекламе как к виду искусства, а о социальном эффекте, который она оказывает на сознание. Самой легко внушаемой и уязвимой для действия рекламы группой являются дети в возрасте от двух до десяти лет. У детей этой возрастной категории еще не развита способность критической оценки, они склонны доверять тому, что им говорят и что они видят, они с радостью воспринимают рекламные ролики и запоминают легкие джинглы, не понимая, что цель рекламы — продать товар любой ценой.


По статистике американского Центра медиаобразования, к 21 году среднестатистический молодой человек просматривает более 1 млн рекламных роликов. Дети знают о качествах 15 товаров из 20 рекламируемых, 70% брендов, которые семьи с детьми используют дома (средства личной гигиены, моющие и чистящие средства), выбраны в результате постоянного воздействия на детей с помощью рекламы. Причина этого явления скрыта также и в изменившемся поведении покупателей. Исследования, проводимые агентствами по потребительскому маркетингу, показывают, что за последние 50 лет родительская модель общения с детьми претерпела сильные изменения. Современные родители стали менее авторитарны и прислушиваются к своим детям, часто идут на поводу у их предпочтений. Именно такое изменение в поведении заставляет маркетологов таргетировать детей.

Сегодня маркетологи все чаще делают ставку на детей и используют их в качестве рычага давления на родителей при совершении покупки. В России около 18 млн семей, из которых 44% имеют детей младше 18 лет. Всего, по данным Росстата, в нашей стране около 28 000 млн детей.

Американская статистика показывает, что дети до 12 лет тратят более 28 млрд долл. карманных денег в год, подростки тратят более 100 млрд, родители под воздействием своих детей тратят на покупки сумму, превышающую 249 млрд долл. в год.

За 23 года рекламы у нас выросло целое поколение людей, чьи вкусы, социальное поведение и стереотипы формировались под воздействием маркетинговых атак брендов, имеющих на вооружении армии стратегов, психологов и аналитиков. Сегодня все больше стран обсуждают вопрос об этичности детской рекламы и все чаще приходят к пониманию, что именно маркетологи формируют нашу с вами реальность.

Маргарита Середа, Pro–Vision, вице-президент

РБК daily

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе