Илья Лагутенко: дай бог, если мы сведем концы с концами

Мумий Тролль" начинает турне по США

В преддверии старта турне группы "Мумий Тролль" по 16 городам Америки БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ расспросил лидера группы ИЛЬЮ ЛАГУТЕНКО об особенностях тура и кризисных явлениях в популярной музыке. 

— Когда отечественный популярный музыкант объявляет о "турне по США", это чаще всего означает выступления в русских ресторанах. Или в школьных спортзалах для такой же публики, только помоложе. 
— Мы это проходили. Для меня всегда было загадкой, почему наши бывшие соотечественники, берущие на себя заботы по логистике и визовой поддержке гастролей, не берут во внимание нерусскоязычную публику. Думаю, потому, что как серьезную культурную миссию они свою работу не воспринимают, а исключительно обслуживают свое родное комьюнити, абсолютно абстрагируясь от музыкальной жизни страны, в которой они находятся. 

Это касается не только США, но и европейских стран с большими русскоязычными сообществами. Но наш опыт международных гастролей не прошел даром. На нас вышло одно из крупных международных агентств — The Agency Group, работающее, например, с такими артистами, как Элис Купер, Broken Social Scene, Coco Rosie, Дэвид Гилмор, Foals, Gogol Bordello, Кейти Мелуа, Yes, Paramore и Эверласт. Они предложили нам свои услуги и при этом порекомендовали не тешить себя иллюзиями, а сыграть по-честному. После нескольких ошалелых лет русского шоу-бизнеса с его баснословными гонорарами за корпоративы, думаю, настало время проверить, действительно ли мы те, за кого себя выдаем. 

— Как будет выглядеть тур? Как в кино про западные группы: все загружаются в один автобус и едут от одного побережья до другого? 

— Именно так, тем более что в связи с падением цен на нефть бензин в Америке подешевел почти вдвое. Это же не Москва, там я такого почему-то не замечал. 

— Вы будете выступать на площадках, где обычно играют инди-группы, много там не заработаешь, так? 

— Дай бог, если мы сведем концы с концами. Окупить бы транспортные расходы. Да, инди-клубы нам не предлагают играть в казино в Лас-Вегасе, но, видимо, так агентство расценивает нашу потенциальную аудиторию здесь. Мы едем не в статусе состоявшейся российской команды, а скорее как такая же начинающая команда, как миллионы существующих здесь. Мы можем себе позволить еще раз начать все сначала. 

— В 40 лет не поздно ли? 

— Когда появляются заголовки о том, что "Мумий Тролль" в очередной раз вошел в какую-то там воду, я всегда хочу сказать, что я наслаждаюсь океаном и не выбираю брода. Сейчас времена такие, что то, что мы называли музыкальной индустрией, развалилось окончательно и все нужно изобретать заново. А кто, если не мы? 

— Несмотря на развал индустрии, вы выпускаете в США русскоязычный альбом, расскажи о нем, пожалуйста. 

— Пластинку "Comrade Ambassador" составили на основе последних двух дисков "Мумий Тролля" наши американские партнеры, наверное, я такой сборник построил бы по-другому. Пока альбом существует в промокопиях, но к моменту нашего выступления на очень престижном фестивале South By Southwest он должен выйти уже официально. 

— В качестве бонус-трека на альбоме присутствует хит The Mamas And The Papas "California Dreaming", откуда он там взялся? 

— Это дань уважения месту, где были записаны последние два альбома группы, историческому значению Калифорнии в развитии рок-музыки. Более того, мы послали эту вещь одной из тех самых Mamas, Мишель Филипс, и получили добро. 

— Но эту-то песню зачем было по-русски петь? Это уж какой-то совсем изощренный эксперимент на грани фантастики. 

— Аутентичность на грани фантастики — это именно то, чего я всегда хотел от "Мумий Тролля"! Что бы это ни значило. 

— Турне и пластинкой все ограничится? Или они все же рассматриваются как старт большой карьеры в США? 

— Посмотрим. Достаточно сказать, что первый концерт тура пройдет в Вашингтоне, на следующий день после инаугурации президента Обамы. Это неплохой знак. Может быть, в следующие четыре года вся Америка заговорит по-русски? 

— Едва ли, тем более что отношение россиян к США этому никак не способствует. 

— Согласен. Большинство информации, поступающей через телевидение, работает скорее на негатив. Такая, наверное, установка существует, образ врага, да? Ну, я это в своей жизни тоже проходил. Тут, в США, мои знакомые американцы мне вполне серьезно задают вопрос: "И что, вы действительно хотели сбросить на нас атомную бомбу? Мы в это верили!" А я говорю: "А я в учебнике читал, что вы все толстые, ходите в смокингах и цилиндрах, потому что вы капиталисты!" Стереотипы всегда будут существовать, изжить их можно, только общаясь непосредственно с глазу на глаз. Так, как "Мумий Тролль": вот мы, такие русские, поем по-русски рок-н-ролл, который вы когда-то придумали. 

— Судя по твоему оптимистичному тону кризис "Мумий Тролля" особо не коснулся. 

— Я тут в Москве разбирал вещи и наткнулся на вырезку из журнала "Огонек" 1979 года с фотографией группы Kiss. В целом это была очень идеологически выдержанная статья о всяком музыкальном мусоре, там рассказывалось о том, что сложности в экономике США отразятся и на музыке, и вот уже отменяются концерты, и ситуация почти катастрофическая. И в конце какой-то артист вроде Кенни Логгинса говорил: "Но зато эти времена полезны тем, что отделят зерна от плевел!" И вот 30 лет спустя я снова слышу оптимистичные вздохи музыкантов и журналистов: "Может быть, в этот кризисный момент появится хоть что-то новое и интересное?"

БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе