Конкуренция, любовь за кулисами, жизненный опыт. Интервью с актрисой из Ярославля

Корреспондент «Яркуба» пообщалась с выпускницей ЯГТИ Алисой Шихановой.

Сегодня, 29 июня, театр драмы имени Федора Волкова отмечает день своего основания. Ярославль славится не только Первым русским, но и театральным институтом, который выпускает артистов. В числе известных — Роман Курцын, Сергей Друзьяк и Ирина Гринева. 


В преддверии дня рождения Волковского театра корреспондент «Яркуба» пообщалась с выпускницей ЯГТИ Алисой Шихановой. Девушка рассказала о конкуренции, своем провале при поступлении и сложностях обучения.



«Профессия, в которой я буду кайфовать»

— Когда ты поняла, что хочешь стать актрисой? Расскажи про свою первую роль.

— Я была творческим ребенком. С детства много чем занималась: плаваньем, танцами, фигурным катанием, рисованием. В какой-то момент решила остановиться на музыкальной школе, при которой была театральная студия. С нее началась моя любовь к выступлениям. 

Мы играли спектакли на большой сцене, и я осознала, как круто слышать аплодисменты зрителей. Мне понравилось удерживать внимание зала. Одной из первых моих ролей была Шамаханская царица.

— Ты уже тогда решила, что хочешь стать профессиональной актрисой?

— Я класса с 7-8 знала, куда буду поступать. Всем твердо говорила, что пойду в театральный. Профессия актера объединяет в себе очень много отраслей, которые я люблю. Она открывает в человеке множество творческих граней.

Еще будучи подростком, я поняла, что театр — это место, где буду кайфовать. Только там я смогу и получать эмоциональную разрядку, и учиться. Это та работа, на которую хочется идти. 

— Как родители отнеслись к твоему выбору?

— Мама и папа с детства видели, к чему я стремлюсь и чего хочу. Было бы странно, если бы они сказали: «Ты у нас такая творческая, талантливая, иди на медика». Я безумно люблю свою семью за адекватность. 

Довольно много людей в моем окружении страдали от того, что у них не было понимания со стороны родителей. Я считаю, что человек должен сам решать, куда ему поступать. Если в этой профессии не получится, то всегда можно сменить вуз.

Конечно, беспокойство родителей оправдано — профессия актера нестабильна. Выпускаясь из института и получая диплом — тут неважно: красный он или серо-буро-малиновый, — ты можешь не стать артистом. 


— Если бы не театральный, то кем бы ты могла стать? 

— У меня были мысли пойти учиться на переводчика, чтобы путешествовать по миру. Но меня поборола моя лень — после 9 класса забросила занятия по английскому языку. Еще рассматривала журфак.



«Совершила глобальную ошибку»

— В России более 100 театральных вузов. Почему ты выбрала именно Ярославский институт?

— Я родилась в Магнитогорске, но всю жизнь жила в Тольятти. Поступила в Ярославский институт, так как он входит в топ театральных вузов страны. Как я уже сказала, мало того, что профессия артиста сама по себе шаткая, тут еще важно попасть в такое учреждение, после которого будет возможность пробиться в люди. Нужно учиться у мастера, имя которого знают и уважают. Мне с этим повезло.

Понятно, что первым делом все поступают в Москву и Петербург. Целенаправленно в Ярославль мало кто едет. Здесь даже даты прослушивания стоят позже, чтобы у абитуриентов была возможность приехать после провала в больших городах. 


— В театральных вузах серьезный конкурс. За одно место борются сотни абитуриентов со всей страны. Расскажи, почему не получилось поступить в Москву?

— При поступлении я совершила глобальную ошибку. Так как пошла в театральный сразу после школы, у меня не было насмотренности. Я попросту не знала, какой материал лучше всего выбрать для прослушивания. 

Поступление проходит в четыре этапа: три тура и один конкурс. Каждый раз нужно читать одну и ту же программу: прозу, стихотворение, басню и песню. После каждого тура отсеиваются люди. Это стресс.

Единственный раз я позволила себе пустить слезу — когда слетела в МХАТе. Меня отсеяли с последнего тура, уже на финишной прямой. Причем тут только моя вина — я наступила на те же грабли, что и при поступлении в Петербурге. Мне дали задание прочитать стихотворение так, словно я вхожу в ледяную воду. Я начала играть физически, а не изнутри. 

Однако прослушивания непредсказуемы. Может случиться и такая ситуация: ты выбрал плохой материал, сыграл его посредственно, но если твой типаж нужен мастеру, то он на многое закроет глаза. 

— Как прошло прослушивание в Ярославле? 

— Здесь все было безумно весело. Я читала басню, а комиссия из пяти человек кидала в меня теннисные мячи. Я ловила их и возвращала, не прекращая выступать. 



«Нужно жить на сцене»

— Расскажи про обучение в театральном. Что самое необычное вы делали? 

— Атмосфера в нашем институте была именно такой, о которой я мечтала. Каждая минута жизни занята творчеством. Порой не хватало времени даже на еду. Нас учили фехтованию, парной акробатике, сценическому бою, народному и классическому танцу. Очень много новых навыков. 

На первом курсе нагрузка была еще больше. У нас только пары шли до девяти вечера, а после этого нужно было готовить зачины, номера. Спать мы ложились ближе к четырем-пяти утра. А в девять снова на пары.

— И все справляются с таким темпом жизни?

— Нет, конечно. Основное отсеивание происходит как раз на первом курсе. Обычно никого не выгоняют, люди сами уходят, когда понимают, что не выдерживают нагрузки. 

— Конкуренция во время обучения сохранилась? Или интриги остались на этапе поступления?

— Острее всего конкуренция ощущалась в начале обучения. Все считали себя лучшими, в каждом слове и действии читалось: «Меня услышьте! Я знаю, как надо». Доходило до скандалов и драк. Мы боролись за внимание мастера.

Говорят, в театре нет друзей. Тяжело, когда сближаешься с человеком, с которым схож актерский типаж. Режиссер выбирает между вами, при этом каждому хочется играть в первом составе. 


— Ты уже сказала, что у актеров нет свободного времени. А как тогда строить отношения? 

— Профессия актера очень ревнива. Она не терпит никого рядом. Мастера говорят, что любовь мешает карьере, но я с этим не согласна. Когда ты постоянно в работе, то наступает период выгорания. В моменте можешь опустить руки, и тогда хочется, чтобы рядом был человек, который обнимет тебя. 

В театральном институте происходит очень много связей, отношений. Просто потому, что все друг с другом рядом, никого искать не нужно. Ты такой угрюмый, и он такой унылый — отошли и утолили печаль друг друга.

В Ярославле я впервые по-настоящему полюбила. Чувства были сильными, нездоровыми. Я страдала. Прочувствовала многое впервые. Но любой жизненный опыт помогает на сцене. Нужно запоминать свои ощущения, чтобы понимать, как правильно отыграть ту или иную роль.

На самом деле ты живешь и уже неосознанно подмечаешь какие-то мелочи, свои реакции. Мастера говорят, что однажды даже на похоронах близкого человека актер будет стоять и запоминать свои ощущения.

— Кто не сможет стать актером?

— Не сможет тот, кто не готов полностью отдаваться профессии. Это не просто работа. На сцене нужно жить. Иногда придется перешагивать через себя, убирать свою гордость куда подальше. В театре важно слушать и слышать друг друга, от этого зависит результат. Когда идет спектакль, то нет «тебя», есть только «вы».

Автор
Анна Кузьмина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе