Красная ртуть рокапопса

Илья Лагутенко: "Хочешь чего-то другого, сделай сам. Я, может, и начал писать песни оттого, что мне не нравились те, что звучали вокруг" 

Когда-то продюсер Леонид Бурлаков, стоя на знаменитой "Горбушке", предлагал первый альбом "Мумий Тролля" бесплатно, с рук, со словами: "Обратите внимание, это единственный рок-альбом в России, записанный настоящим лондонским звуком". Внимание обратили: "Мумий Тролль" открыл целую музыкальную эпоху, и сегодня Илья Лагутенко вряд ли нуждается в представлениях. Он - создатель понятия и стиля рокапопс, под ритмы которого страна прожила последнее десятилетие, мальчик Бананан эпохи айподов, как сказал кто-то из журналистов. Сегодня "Мумий Тролль" представляет новую пластинку "Редкие земли". Это собрание би-сайдов - вещей, записанных в самые разные времена, но не вошедших ни в один из номерных альбомов. Знаменательно, что название диска совпадает с заглавием одной из последних книг Василия Аксенова. Почему? Об этом Лагутенко рассказал "Итогам".

- Илья, как возникла идея скрестить альбом с аксеновским романом?


- О его книгах мне много рассказывала мама, которая родилась в Магадане и училась в той же школе, что и Василий Павлович. Думаю, и отец знал Аксенова, у них были общие знакомые. В свое время я с удовольствием читал "Апельсины из Марокко", "Остров Крым". А когда вышли "Редкие земли", подумал: "Какое замечательное название для альбома!" Прочитал книгу и понял, что содержание соответствует обложке.

- Минералогия, морская флора, восточная фауна - это ваши стихии. Решили геологию освоить?

- На этот путь мы встали еще во время записи "Точно Ртуть Алоэ". Так зашифровано название мифического металла, красной ртути. Ею было принято торговать в те самые лихие 90-е, о которых написаны "Редкие земли". Это был такой краеугольный камень новой русской экономики у нас в Приморье. Сделки совершались в глубокой тайне. Заключались безумные контракты. Кто-то делал миллионы, а кто-то погибал за красную ртуть. По ощущению мне близок этот авантюризм, как и Аксенову с его героями. И потом, взлет "Мумий Тролля" ведь тоже пришелся на конец 90-х. И музыку мы играли крайне редкую для нашей страны.

- Добыли красную ртуть рокапопса?

- Да. Сыграли примерно на том же поле, что аксеновские герои, только в музыке. Это было неожиданно и для меня самого. Я ведь мальчик, выросший в советской стране.

- Хотя во Владивостоке в отличие от большинства городов можно было поймать станцию "Супер Роккью", передававшую с Окинавы музыкальные программы для американских солдат.

- Ну и что с того? Вообще близость Японии в советском Владивостоке не очень ощущалась, несмотря ни на какие радиостанции. Это же закрытый город. Иностранные пластинки стоили баснословных денег. Правда, начиная с какого-то возраста я бегал на барахолки, обменивался дисками. И мечтал о том, что где-то там, далеко, есть какие-то великие рок-группы. Я выпускал самодельные рок-журналы, в которых писал статьи о несуществующих группах. Впоследствии настоящие рок-группы оказались заметно скучнее придуманных. Но в один прекрасный момент выяснилось, что мы живем в другой стране и можно создавать любую музыку. Причем удовлетворение твоих амбиций ценят люди, оно им оказывается необходимо. Начались пробы. "Редкие земли" дают почувствовать, как это все было, прожить то время заново. Идея-то давняя - собрать коллаж из вещей, которые не попали в другие альбомы. Я шел к этому несколько лет.

- Говорят, однажды, чтобы записать альбом, вам пришлось продать дом. Подняться было тяжело?

- Да, да! Вы же знаете, финансы - залог движения вперед! Чтобы что-то купить, надо что-то продать. (Смеется.)

- Что, например?

- Покупаем гитары и продаем гитары... Нет, нет, считайте, что я пошутил. А то вы сейчас скажете: Лагутенко - барыга. Продает и покупает все, что хочешь. Целыми домами. А я не вижу в этом ничего драматичного. Есть вещи, для которых необходимы деньги. Правда, некоторые говорят: слушай, а зачем тебе вообще записываться на этих дорогих студиях в Лондоне и Нью-Йорке? Можно и у нас.

- И зачем же?

- Понимаете, одно дело сидеть в душном подвале с туалетом в подсобке, а другое... Что далеко ходить? Когда записывался альбом "Шамора", мы каждый день ездили на "Мосфильм" из Балашихи. По три часа стояли в пробках. Потом эти бабушки и дедушки на проходной, проверка паспортов... Недавно мы построили в Подмосковье на Новой Риге свою студию. Называем ее "рок-гараж".

- Лондонского уровня?

- Уровня группы "Мумий Тролль". Для меня уровень студии определяется не списком дорогущей аппаратуры, а настроением, которое она создает у музыканта. Кстати, многие студии, в которых нам довелось поработать в Англии, уже закрыты, потому что финансово не окупаются.

- Чем объяснить падение бюджетов и тиражей? Во всем виноват Интернет?

- Интернет - не главное. Все дело в том, что времена изменились. Деятели шоу-бизнеса, я так понимаю, не успели подумать вовремя, куда все идет и чем закончится. Они надеялись, этот кайф вечный, но ошиблись. Просто западная звукоиндустрия за 50 лет построила структуру, которая не была готова учитывать вновь появившиеся факторы. Не стремилась к движениям вперед. Мы пытались копировать западную систему, но безуспешно: только успели что-то понять, тут все и развалилось. Для будущего музыкантов это, в принципе, хороший знак. Создание музыки становится более дешевым. Может, лет через десять я буду сидеть дома, а моя голограмма отправится выступать в Петропавловск-Камчатский. Вы хотели видеть этого трубадура? Чтобы именно он, сегодня, здесь и сейчас. И чтобы пел именно эту песню. Вот уж в чем в чем, а в отношении к музыкантам за сотни лет, слава богу, ничего не изменилось.

- В Америке, откуда вы не так давно вернулись, публика столь же любвеобильна?

- Америка - лакомый кусочек и вместе с тем крепкий орешек для музыкантов всего мира. Во-первых, за океаном у всех неизбежно взыгрывают амбиции. Надо доказать в стране, где рок-н-ролл придуман, что ты лучший. А во-вторых, США - это грандиозный музыкальный рынок. Я не тешу себя иллюзиями, что все случается по мановению волшебной палочки и, если мы играли в пятидесяти клубах Америки, к нам вдруг свалится вселенская популярность. Но в то же время: по семечке, по зернышку, тут, там... Если свое продвижение удобрять, взойдут плоды. Не сейчас, но послезавтра.

- Участие в "Евровидении" в 2001 году оказалось тем самым зернышком? Сегодня согласились бы участвовать в этом конкурсе?

- Уже не имеет смысла. Десять лет назад Константин Львович Эрнст только выстраивал ТВ-бизнес, и канал ОРТ решил, что если зашлет на "Евровидение" меня, то чуть-чуть поменяет имидж России. Возможно, расчет был верен. Но у нас в стране слишком серьезное отношение к этому конкурсу. И лично мне куда интереснее не его вспоминать, а представить, в каком мире будут жить мои дети и какую музыку слушать.

- Вот уж темна вода во облацех. MTV - и тот перестал быть музыкальным. Что происходит в индустрии шоу-бизнеса и чего ждать?

- Мы с вами так рассуждаем, словно MTV - это какое-то народное достояние. А это проект конкретных людей. Сидят в своей лавочке и торгуют. Хочешь чего-то другого, сделай сам. Я, может, и начал писать песни оттого, что мне не нравились те, что звучали вокруг. Пришлось написать другие, которые нравились мне и моим друзьям.

- По слухам, группа скоро изменит стиль...

- Приоткрою вам завесу тайны. Я сейчас работаю над парой проектов, которые трудно будет назвать привычным "Мумий Троллем". Один я бы назвал атмосферным, он связан с ощущениями, привезенными из путешествия по Камчатке. Пытаемся облечь их в форму песни, которая больше сродни каким-то эмоционально-воздушным вибрациям, нежели классическим радиосинглам.

- ?

- Скоро представим.

Евгений Белжеларский

Итоги.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе