Максим Дунаевский: «Фильм «Веселые ребята» снимался в Абхазии»

На вечере «Россия – Абхазия. Дни и столетья» в Доме кино «Комсомолка» пообщалась со знаменитым композитором, расспросив его о жизни.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН


- Максим Исаакович, скажите, в вашем творчестве намечаются проекты?

- Без проектов как-то не живем, я вам скажу. Без этого жизни нет. Конечно, проекты есть. Они связаны и с театром, и с кино – все идет по плану. К тому же я художественный руководитель Московской областной филармонии, так что у меня должна голова болеть еще и за культурную жизнь Московской области.

- На какие ваши проекты стоит обратить внимание почитателям?

- Вы знаете, сегодня такое положение: рекламируй не рекламируй что-то, оно все равно либо находит, либо не находит своего слушателя и зрителя. Это вопрос совершенно независящий. Можно сегодня пропиарить полное ничтожество, и оно будет на протяжении какого-то времени бликовать везде, а может произведение какое-то – театральный спектакль или кино, или что-то - само по себе занять свое место в жизни людей, потому что у него есть достоинства. Так что, думаю, если фильм Владимира Бортко, к которому я пишу сейчас музыку, будет хорош, то, наверно, узнает про это зритель. Если спектакли, которые я сейчас задумал, будут хороши – то жизнь покажет.

Ближайшая премьера у меня будет - опера «Шинель» по Гоголю. К сожалению, артист, который должен был играть главную роль в этой опере Альберт Филозов, ушел от нас недавно. Поэтому премьера, намеченная на весну, отложена на осень. Альберт Филозов должен был играть главную роль, петь, очень хотел это сыграть и давно. Но увы… Все надо делать вовремя и быстрее в нашей жизни!

- Ваша бывшая жена, актриса Наталья Андрейченко вполне достойна роли. Почему ее не приглашают в российские проекты?

- Надо спросить не меня, наверное, а режиссеров. Думаю, что наши продюсеры и режиссёры очень много теряют, не используя обойму наших звезд, таких как Андрейченко, даже уже пожилых звезд, потому что у нас считается, что 60 лет – это очень пожилой человек. А в Америке это почему-то самый расцвет – у них 60-летние актеры замечательно играют в кино, и продолжают играть и позже, и все они нам известны, и замечательно. И режиссеры снимают в 70, а то и в 80-летнем возрасте, и композиторы пишут. У нас же, почему то, какое-то странное отношение к возрасту. Считается, что люди, достигшие определенного возраста, уже не нужны, выбрасываются из жизни в прямом смысле. Я, так сказать, пока счастливое исключение. Но дело в том, что я сам что-то делаю – не то, что меня без конца куда-то приглашают.

А поэтому у нас нет преемственности поколений, она у нас абсолютно отсутствует. И два нынешних поколения, которые пришли на нашу сцену и экран, очень сильно уступают - не имею в виду каких-то отдельных лиц, но в основном – грандиозному поколению, которое, к сожалению, ушло и постепенно уходит. Вот результат деятельности нашего «творческого» в кавычках цеха.

У нас был совершенно звездный состав актёрский когда-то. Посмотрите старые фильмы: там же каждая актёрская игра - жемчужина. А что сегодня мы видим? Абсолютно смытые лица… Говорят: "Звезда такого-то сериала". А смотришь – невозможно отличить одного от другого, портрета невозможно отличить в газетах, а не то что непосредственно в искусстве этих людей. Это так все уныло, одинаково, неярко, что просто диву даешься.

Филозову было 80 лет, это более старое поколение по сравнению с поколением Андрейченко, но если и оно у нас упустится из виду, то, я думаю, у нас просто ничего не останется!

- А из современных актрис вы кого-то для себя выделяете?

- Нет. Я их просто не вижу. Вот фильм прошел какой-то или сериал, посмотрел я кусочек – вроде, думаю, неплохо. Но назавтра забыл – не запало в душу, что называется, «в одно ухо влетает, в другое вылетает».

- А в новом фильме Бортко, для которого вы музыку пишете, кто играет?

- Анна Чиповская, Дмитрий Певцов - там неплохой состав актеров. Это любовная мелодрама. Посмотрим, как картина прозвучит. Если она прозвучит – значит, актеры молодцы.

- Евровидение в этом году смотрели?

- Посмотрел полуфинал. Такое ощущение, что одну и ту же песню все поют…

- А, к примеру, с Хворостовским вы бы не хотели посотрудничать?

- Нет. У нас есть такие авторы, организаторы, продюсеры, которые все, что на поверхности, все, что «торчит» – тут же хватают и пытаются это всяким образом использовать. Я не отношусь к таким людям. Я пишу, не прицеливаясь к звездам, не присасываясь к их славе. Я пишу то, что пишу… И если мы, скажем в музыке, будем ориентироваться только на высших звезд, таких как Хворостовский, Нетребко, то что из этого получится? Артисты у нас есть, надо с ними работать.

- Вы приняли участие в вечере «Россия – Абхазия. Дни и столетья» в Доме кино…

- Мои родители, Исаак Дунаевский и балерина Зоя Пашкова, каждый год отдыхали в Гаграх. Мое детство прошло под знаком этой тайны, - признался Максим Дунаевский. - Чем же манила их Абхазия? – Наверное, силой чувств. В Абхазии – вся жизнь, как откровение, что не сделаешь – получается красиво. Как доказательство - в истории кино появились «Веселые ребята», которые снимались в Абхазии. (Музыку к фильму, как известно, написал Исаак Дунаевский. - Прим. Ред.).

Вечер в Доме кино вел драматург и писатель (автор книги «Исаак Дунаевский. Красный Моцарт»». – Прим. Ред.) Дмитрий Минченок. Ему удалось создать из вроде бы официозного мероприятия дружественный вечер с почти семейной атмосферой. Добавил в режиссуру всего действа авторского видения и новых неожиданных приемов.

…На вечере, посвященном Абхазии, драматург и режиссер Дмитрий Минчёнок рассказал со сцены о том, что у каждого в зале есть своя Абхазия. Сравнив жизнь человека с путешествием по Абхазии, Дмитрий разбил дорогу от Псоу до Сухума на периоды человеческой жизни: «Сами Гагры и все, что до них - это юность человека и кинематографа.

Здесь в 1932 году снимали первую советскую комедию «Веселые ребята».

Драматург Дмитрий Минченок и режиссер Ольга Дубинская – пример творческого союза. Они были супругами, вместе творили… Ольга Дубинская сняла первый российский документальный фильм о первом президенте Абхазии Владиславе Ардзинба «Страсти по Владиславу». Она скоропостижно скончалась от остановки сердца в Сухум 2 октября 2012 г. (в 44 года). Как сказал на вечере в Доме кино Посол Республики Абхазия в РФ Игорь Ахба, Ольга Дубинская создала в своем фильме уникальное опоэтизированное представление о послевоенной Абхазии как о своей Родине. Она боролась за признание этой Республики, посвятила этому жизнь. Теперь ее вспоминают. И на вечере вспоминали с болью. В череде других людей и событий, которые повлияли на то, чтобы союз России и Абхазии состоялся. Спустя четыре года после ухода Ольги Дубинской Президент Рауль Хаджимба наградил ее высшим орденом Республики Абхазия «Честь и Слава». Передать награду ее дочери на вечере вышел Чрезвычайный и Полномочный Посол в Абхазии Игорь Ахба. «Имя Ольги для нас святое», – сказал он.

А Дмитрий Минченок продолжает дело жизни Ольги – и вечер «Россия – Абхазия. Дни и столетья» в Доме кино тому подтверждение. Кстати, на мероприятии состоялась дебютная фотовыставка «Ты с минутами» Нины Минченок и выставка фотографий «Сны об Апсны» Ольги Дубинской. А финалом вечера стало исполнение песни из фильма «Приношение жертвы» - неоконченной картины Ольги Дубинской.
Автор
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе