Массовики-чиновники

Государство не может найти себе место на рынке развлечений.

Среднестатистический россиянин тратит на культуру и развлечения чуть больше 10 тыс. руб. в год, в восемь раз меньше рядового американца. Оптимистический вывод: у российского рынка хорошие перспективы. Вопрос в том, какой сегмент станет локомотивом этого роста. Исследования показывают, что, например, москвичи всем другим зрелищам предпочитают классическую музыку, театр и балет — на это уходит четверть бюджета развлечений. Государство пытается найти себе место на этом рынке.

Более 3,5 тыс. залов, 2,7 тыс. артистов и коллективов и 21 млрд руб. от продажи билетов — таковы современные реалии отечественной эстрады, подсчитали эксперты компании Intermedia. По данным экспертов Intermedia, среднестатистический россиянин ежегодно тратит на культуру и отдых около 368 долл. Если умножить эту сумму на количество жителей (141,9 млн человек), получаются весомые 52,21 млрд долл. — довольно аппетитный пирог, за который и ведут борьбу деятели культуры.

Чаще всего люди выбираются из дома, чтобы посмотреть кино. Но выручка от продажи билетов на концерты вполне сопоставима с аналогичными заработками властелинов больших экранов: 21 млрд против 32,96 млрд руб. Большая часть концертных денег приходится на Москву и Санкт-Петербург — в силу количества проводимых мероприятий и их масштаба. В столице продается билетов на 30—35% от общероссийской суммы сборов, в городе на Неве — на 15%. Далее с большим отрывом следуют Свердловская и Самарская области, а также Ставропольский край.

Культурно отдохнуть

Жанровая структура развенчивает стереотипы. На примере Москвы понятно, что распространенный миф о тотальном увлечении попсой и шансоном — не более чем миф, а более четверти всех мероприятий в 2009—2011 годах составили концерты академической музыки и театральные постановки (см. график). Справедливости ради надо отметить, что всплеск популярности шансона и попсы во многом связан именно с региональным зрителем, но оценить эти показатели пока не представляется возможным.

Мысль о том, что хотя бы раз в год нужно сходить в театр, чтобы прослыть культурным человеком, жива еще во многих умах старшего поколения (молодежь в возрасте от 14 до 25 лет составляет не более 10—15% аудитории академического театра). Это обеспечивает спрос даже не самым качественным классическим постановкам. Но эксперты Intermedia отмечают, что в последнее время наметилась стойкая тенденция к разрушению классической музыкальной системы, сложившейся в СССР. К примеру, сейчас в стране 129 симфонических оркестров, считающихся профессиональными, — чуть ли не вдвое больше, чем в США. Но большая часть не укомплектована музыкантами и не готова к полноценному исполнению симфонического репертуара.

В Министерстве культуры, по крайней мере при предыдущем составе правительства, осознали, что такими темпами могут растерять остатки национального достояния, и заказали серию аналитических материалов о состоянии рынка филармонической деятельности. В тексте одного из этих исследований, с которым удалось ознакомиться РБК daily, часто встречаются фразы о «реформе концертной отрасли». В чем эта реформа будет заключаться и состоится ли она вообще, пока непонятно.

Эксперты предлагают для начала создать интернет-портал с элементами социальной сети, где будет аккумулироваться вся информация, необходимая для эффективной работы организаций — участниц филармонической деятельности. Говорят, неплохо было бы наладить коммуникацию между участниками рынка и государством, назначить ответственных и разобраться с терминологией. Если Министерство культуры прислушается к экс­пертному сообществу, то государственные концертные организации будут различаться по категориям и на всех них будет распространяться закон о госзакупках.

С кого спросить

В целом в России насчитывается около 2,7 тыс. артистов и коллективов, что крайне мало для 300-миллионной русскоговорящей аудитории. Специалисты Intermedia отмечают, что на фоне роста доходов населения и соответственно растущего спроса на развлечения этот вакуум заполняют зарубежные артисты, доля которых в общем количестве выступлений медленно, но верно увеличивается на протяжении последних лет и сейчас подбирается к 10%.

Основные игроки рынка помимо артистов — организаторы концертов и билетные операторы. Организаторов в стране хва­тает — более 1,5 тыс. Эта деятельность не лицензируется, устроить концерт может любой желающий. Это в основном индивидуальные предприниматели — так проще решать налоговые вопросы. Нередко встречаются некоммерческие партнерства, учреждения культуры. Десять крупнейших компаний страны занимают примерно 10—15% рынка, лидером являются Московская государственная филармония и SAV Entertainment.

Крупные билетные операторы вроде «Эвентим СТС» (товарные знаки Parter.ru и Kontramarka.ru), Concert.ru, Kassir.ru и др. предпочитают работать по модели эдакого супермаркета, предлагая максимальный ассортимент при минимальных комиссиях. Малый бизнес исповедует скорее спекулятивную модель, работая только с крупными мероприятиями, предоставляя уникальные сервисы для клиентов. При этом наценка на билет может достигать 500%.

Отношения между промоутерами и билетерами непростые, они зачастую носят личностный характер, нередко регламентируются двусторонними неофициальными договорами и порой выливаются в конфликтные ситуации и даже срывы мероприятий.

Куда пойти

А с качественными и большими залами в стране напряженка. Это стало понятно именно после того, как в Россию потянулись именитые иностранцы. Даже в столице принять их могут считаные площадки. ГЦКЗ «Россия» после переезда из центра Москвы в «Лужники» потерял львиную долю своей привлекательности и лишился звания главной сцены столицы. Эстафету мог бы принять ледовый дворец на Ходынке («Мегаспорт») стоимо­стью 2,7 млрд руб., который открыли аккурат к сносу гостиницы, но сделать из дворца спорта многофункциональный комплекс не получилось — слишком плохая акустика.


«Олимпийский» был образцом модерна в 80-е, но с тех пор безнадежно устарел. Концертный зал «Барвиха Luxury Village» на 700 мест, открытый в декабре 2008 года в 7 км от МКАД по Рублево-Успенскому шоссе, — проект-недоразумение, его губят местоположение в элитном, но спальном районе и средняя стоимость билета аж 100 тыс. руб. Остаются только Stadium.Live (8,5 тыс. человек) и проект Crocus Group «Крокус Сити Холл». Последний довольно далеко от центра столицы, что не позволяет ему вполне соответствовать статусу «второго Кремлевского дворца». А в последний так просто никого не пускают.

Таким положением вещей объясняются и ценники на аренду площадок: от 800 тыс. руб. за лужниковскую площадку ГЦКЗ «Россия» до 3 млн руб. за «Олимпийский». За пределами столицы ситуация и того хуже — сплошь советские ДК с невообразимой акустикой и недостатком мест. «В России нужно строить залы вместительностью не менее 3—3,5 тыс. зрителей — именно таких площадок нашей стране сейчас очень не хватает», — подтверждает певица Валерия.

СЕРГЕЙ РЯБОВ

Weekend

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе