Московская биеннале. Одни вопросы

8 июля 2016 года в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошел брифинг, посвященный будущему Московской биеннале современного искусства. Шеф-редактор «Артгида» Мария Кравцова стала единственным журналистом, задавшим устроителям мероприятия вопросы.
Недко Солаков. Жизнь (Черное и белое). 1998 — по настоящее время. Черная и белая краска, двое маляров постоянно перекрашивают стены выставочного зала черной и белой краской на протяжении всего времени работы выставки, день за днем они идут за другом. Размеры варьируются. Тираж 5 + 1 AP. Вид инсталляции на 49-й Венецианской биеннале, 2001. Фото: Джорджо Коломбо, Андреа Стапперт. © Nedko Solakov. Работа экспонировалась на 2-й Московской биеннале современного искусства в проекте Яры Бубновой «История в настоящем времени» в башне «Федерация» в 2007 году.

31 мая 2016 года в коротком интервью «Артгиду» Иосиф Бакштейн сообщил, что снимает с себя полномочия комиссара Московской биеннале современного искусства. 8 июля в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» состоялся брифинг, посвященный будущему биеннале, в котором, наравне с Бакштейном, приняла участие «инициативная группа» (удачная формулировка заимствована из газеты «Коммерсантъ») в составе бывшего сотрудника Министерства культуры РФ Юлии Музыкантской (Зазулиной), галеристов Дмитрия Ханкина и Натальи Ахмеровой, комиссара павильона России на Венецианской биеннале Семена Михайловского, а также директора института «Стрелка» Варвары Мельниковой и генерального директора Политехнического музея Юлии Шахновской (впрочем, в ходе официальной части брифинга они не проронили ни слова).

В своей короткой речи Иосиф Бакштейн сообщил присутствующим, что хочет рассказать о перспективах Московской биеннале, но вместо того, чтобы удовлетворить любопытство журналистов самому, передал слово Юлии Музыкантской, которую представил как «президента вновь созданного художественного фонда “Биеннале современного искусства”». Поблагодарив Бакштейна за доверие, Музыкантская объявила о перерегистрации фонда биеннале и представила его учредителей — галеристов Наталью Ахмерову и Дмитрия Ханкина (третьим учредителем является она сама), а также рассказала, что должность комиссара упраздняется (Иосиф Маркович отныне является «почетным комиссаром и членом Экспертного совета биеннале»), а его обязанности — организационные и творческие — переходят к Оргкомитету биеннале и Экспертному совету во главе с Семеном Михайловским.  Еще одной неожиданностью брифинга стало фактическое отсутствие у нового фонда государственного мандата, хотя с момента своего образования Московская биеннале получала основное финансирование из бюджета Министерства культуры РФ и имела статус государственного проекта.

В качестве дополнительной информации журналистам раздали «Положение об Организационном комитете Московской международной биеннале», «Положение об Экспертном совете Московской биеннале современного искусства» и список с фамилиями людей, которым 8 июля было «направлено приглашение» вступить в Экспертный совет биеннале (по информации «Артгида» многие потенциальные эксперты получили письмо-приглашение лишь через несколько часов после брифинга). В списке потенциальных экспертов наравне с известными деятелями современного искусства (таких как основатель «Художественного журнала» Виктор Мизиано и куратор Екатерина Деготь) присутствовали люди, не раз признававшиеся в своем прохладном отношении к нему (президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова), а также анонимные «представители» известных государственных музеев и частных фондов.

Все это, а также то, что среди приглашенных на брифинг журналистов не было не только представителей телеканалов и фотоагентств, но и корреспондентов деловых изданий — «Коммерсанта», «Ведомостей» и РБК, — и влиятельных специализированных СМИ (таких как Colta), заставило шеф-редактор «Артгида» Марию Кравцову усомниться в реальности происходящего. «Артгид» не постеснялся и задал Юлии Музыкантской, Дмитрию Ханкину и Семену Михайловскому вопросы о взаимоотношениях новой институции с государством, бюджете, а также о конфликте интересов, который явно прослеживался в действиях некоторых участников «инициативной группы».  










Мария Кравцова: У меня целый ряд вопросов, адресованных почти ко всем присутствующим на сегодняшнем брифинге. Первый из них такой: какую роль в организации биеннале будет играть государство? Во-первых, я не вижу на сегодняшнем брифинге ни представителей Министерства культуры, ни представителей ГЦСИ, ни представителей РОСИЗО, например, господина Перова, которому министр поручил отвечать за наше современное искусство.  Во-вторых, я вчера, и сегодня внимательно изучала сайт Министерства культуры, но не нашла на нем никакой  информации о сегодняшнем брифинге. Каковы же взаимоотношения нового фонда биеннале с государством и Министерством культуры? Например, выделит ли оно бюджет и как это все будет происходить?  

Юлия Музыкантская: Как только мы, команда единомышленников, начали говорить о перезапуске биеннале, то вопросом номер один в наших обсуждениях стал вопрос отношений с Министерством культуры. Насколько я помню, биеннале довольно давно, еще в середине нулевых, перестала быть государственным проектом: подготовкой и проведением биеннале при организационной и материальной поддержке государства занималась независимая НКО — художественный фонд «Московская биеннале». В апреле я имела возможность лично представить министру культуры проект обновленной биеннале, и, поскольку времена сейчас сложные, Владимир Ростиславович [Мединский] сразу же сказал о том, чтобы в этом году мы не обращались за госсредствами к Министерству культуры. И здесь мне надо поблагодарить коллег, потому что мы имеем возможность не обращаться к ним [к министерству], потому что у нас до конца года есть бесплатный офис. Мы рассказывали о своих планах Владимиру Ильичу Толстому, Михаилу Ефимовичу Швыдкому. С Сергеем Евгеньевичем Перовым мы находимся в рабочем контакте. Он сам хотел подождать, когда будет объявлено о перезапуске, потому что до сегодняшнего брифинга у нас не было прав обращаться ни в ГЦСИ, ни в РОСИЗО, ни в какие-то государственные органы за официальной поддержкой чего бы то ни было.

М.К.: Хорошо, государство пока ни при чем. Следующий вопрос, логично вытекающий из первого. Сегодня вы объявляете о перезапуске биеннале, которая должна открыться через год. У вас уже есть какие-то представления о бюджете проекта и того, из каких источников он складывается? Потому что год — это уже завтра.

Дмитрий Ханкин: Цифры никто не назовет, это глупо. Чтобы назвать цифры, нужно знать, что за проект. Есть общее понимание того, сколько должен стоить правильный основной проект в правильном месте правильной биеннале. Цифры — от полутора до двух миллионов долларов.

М.К.: Но этих долларов пока нет…

Д.Х.: Кто сказал «нет»?

М.К.: То есть бюджет есть. Можете ли назвать его источник?

Д.Х.: Не комментируем.

М.К.: Персональный вопрос к Дмитрию Ханкину. Ты — галерист, совладелец одной из лучших московских галерей «Триумф», и я вижу потенциальный конфликт интересов в том, что ты, дилер, сегодня вошел в состав некоммерческой институции, которая занимается организацией биеннале.

Д.Х.: Помимо галереи я возглавляю еще несколько контор. В частности у меня есть организация под названием Triumph Production, которая занимается производством искусства и выставок. И поэтому я не вижу особого конфликта интересов. И вообще, на современном русском искусстве заработать нельзя. Можно только попасть — вопрос, на сколько. Ответил?

М.К.: Спасибо! У меня вопрос к Семену Ильичу Михайловскому. Я смотрю список Экспертного совета, и все это напоминает мне описанный у Толкиена разговор деревьев между собой. Кто эти загадочные представители институций, которые должны друг с другом разговаривать, что-то обсуждать и выбирать куратора? Мне всегда казалось, что институции — это люди. Если вам Русский музей дворника пришлет — возьмете в Экспертный совет?

Семен Михайловский: Маша, вы же понимаете, что Государственный Русский музей дворника не пришлет.

М.К.: Хорошо, а кого он пришлет?

Д.Х.: Александра Давидовича Боровского.

М.К.: Сейчас я не вижу в списке приглашенных в Экспертный совет фамилии Боровский, я вижу только неких «представителей» неких институций. Это странно. В конце списка есть несколько фамилий: Аксенова, Бобринская, Деготь, Ерофеев, Мизиано, Селина, — и здесь мне все понятно, я знаю этих людей по профессиональной деятельности, понимаю их заслуги и потенциал. А что такое «представитель Aksenov Family Foundation», я вообще не могу себе представить.

С.М.: Существуют люди, существуют институции…

М.К.: Многие работают в институциях! Кто будут эти люди?

С.М.: Организации представят экспертов — сотрудников этих уважаемых институций. А в чем проблема?

М.К.: Я просто не понимаю: у вас огромный список, 35 пунктов, где большинство экспертов — это институции, но непонятно, кто их будет представлять. Например, «представитель фонда U-Art» — кто это? Кто будет этот человек? Мне интересно, потому что, когда речь идет о человеке, я понимаю уровень его компетентности, его профессиональный опыт. Когда я вижу список институций, ассоциация у меня одна — в случае с U-Art это декоративная скульптура в виде лиры, которую вручают в качестве специального приза на конкурсе «Инновация», больше ничего.

С.М.: Лира?

М.К.: Да, и конвертик еще дают.

Варвара Мельникова: Я правда не вижу большой проблемы в том, что организаторы на данный момент не могут вам предоставить полный список участников Экспертного совета, но есть список конкретных людей, конкретных институций, с которыми они будут работать, и на сегодняшний день, 8 июля, огласить полный список экспертов действительно невозможно.

М.К.: По поводу экспертов. Накануне брифинга я звонила Терезе Мавике, и она сказала мне, что в курсе ситуации, но не собирается входить ни в какие оргкомитеты и экспер…

Ю.М.: …Маша, я хотела бы еще раз подчеркнуть, что до официального объявления всем вам, что в [организационной структуре] биеннале произошли некоторые изменения, мы не имели права кого бы то ни было куда бы то ни было приглашать. Мы разговаривали с Терезой Мавикой несколько раз, но поскольку Тереза не была уверена, что изменения в системе управления биеннале реально произойдут, то она, естественно, попросила о том, чтобы мы вернулись к этому вопросу, когда все случится. Сегодня об этом [изменениях в организационной структуре биеннале] мы объявляем официально.

М.К.: Хорошо, спасибо.

Ю.М.: Мы также сегодня отправили в Министерство культуры документы об изменениях… И один вопрос, к которому я хотела привлечь, помимо всех прочих, ваше внимание, это вопрос к сообществу: какой уровень представительства государства в организации биеннале или вообще в биеннале считает приемлемым, необходимым и достаточным? Потому что Владимир Ростиславович делегировал нас к Сергею Евгеньевичу Перову, с которым мы будем обсуждать вопрос поддержки нашего проекта. 16 июля я приглашаю всех принять участие в обсуждении того, какой должна быть биеннале современного искусства. Я абсолютно серьезно хочу обсудить эту тему с сообществом, потому что на основании этого обсуждения я буду иметь право и возможность написать: «Владимир Ростиславович, простите, пожалуйста, но вот сообщество считает, что лучше всего было 12 лет назад, когда Михаил Ефимович (в 2005 году Михаил Швыдкой был председателем оргкомитета 1-й Московской биеннале современного искусства, после биеннале оргкомитет был упразднен. — Артгид) возглавлял оргкомитет, и мы хотим вернуться к тому формату».

М.К.: Последний мой вопрос. Вы сказали: «Сегодня это [реорганизация биеннале] стало официальным». Каким образом это стало официальным? Через ритуал нашей встречи? Через то, что об этом брифинге напишут СМИ? Экспертный совет не сформирован — есть только список приглашенных, но непонятно, кто в него в результате войдет, оргкомитет — тоже, в каких вы отношениях с государством — непонятно, бюджет и его источники не разглашаются. В чем суть сегодняшней встречи? Вы хотите сделать новую биеннале официальной через медиа?

Д.Х.: Мы не новая биеннале, биеннале делалась и будет делаться — первое. Второе. Цель сегодняшней встречи — информировать вас о том, что происходит передача полномочий. Все это утверждено со всеми заинтересованными лицами… И это и есть главный, основополагающий принцип нового менеджмента: быть абсолютно прозрачными, абсолютно предсказуемыми, совершенно не келейными, а мирскими!

Р.S. По данным «Артгида», после брифинга Наталья Ахмерова покинула состав учредителей фонда. Войти в Оргкомитет или Экспертный совет отказались директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак, художественный директор фонда «Виктория — Искусство Быть Современным» Тереза Мавика, директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов и многие другие.


Автор
Мария Кравцова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе