Первые граффити появились в Нью-Йорке 1960-х и быстро распространились в нищих кварталах, населенных латино- и афроамериканцами. Поначалу уличные художники расписывали автобусы так называемыми тэгами — своими именами с добавлением номера улицы, на которой проживали (например, Joe 182). Затем они переключились на метро. Главной доблестью для граффитиста стала роспись вагона метро целиком, так называемая whole car. Городская администрация объявила вандалам войну до победного конца: ужесточались законы, росли штрафы, но граффитисты не унимались, ведь хорошего художника отличает не только четкость рисунка, но и способность быстро убежать от преследования и навыки ориентирования на местности. В 1980-е граффитти вышли за пределы как улицы, так и Соединенных Штатов. Уличных ребят взяли в галереи, они стали выпускать собственный журнал, и благодаря этому локальная манера американских подростков стала международной. В сущности, в этой области ничего нового не придумано: если вы видите на улицах Москвы замысловатые буквы, знайте — Нью-Йорк 1980-х пестрел точно такими же.
В Fondation Cartier эта история рассказывается с помощью архивных фотографий и фильмов. Специально для выставки организаторы попросили десятерых граффитистов из разных стран сделать громадные полотна. Публика сможет также посмотреть на процесс вживую: те же художники будут раз в неделю рисовать плакаты к выставке. В числе приглашенных есть одна безусловная легенда — нью-йоркский граффитист P. H. A. S. E. 2. К числу его находок, по рассказам, относится особое закругление букв, благодаря которому они выглядят как пуфики или воздушные шары.
Несмотря на то что у граффитистов репутация изгоев и людей вне закона, их искусство, на 90% состоящее из замысловатых переплетающихся букв, сойдет за декоративно-прикладное. Это вполне этнографическое явление, как орнаментальная вышивка индейцев. Граффитисты воевали не только с городом, но и друг с другом, как рассказывает фильм "Style Wars". Противостояние поклонников угловатых и закругленных букв напоминает спор остроконечников и тупоконечников из "Путешествий Гулливера" Джонатана Свифта. Но для граффитистов это был вопрос самого главного, что есть в жизни человека, которому нечего терять,— вопрос собственной идентичности. Граффити являются лучшим примером того, как в городских джунглях заново возникает родо-племенной строй. Возможно, выставка в Fondation Cartier поставит на граффити жирную точку, тэги возьмут в музеи, а низшие слои общества в массовом порядке переместятся в виртуальное пространство социальных сетей. Ведь у каждого пользователя Facebook есть своя стена (wall), на которой можно что-нибудь накалякать.
Париж, до 29 ноября. www.fondation.cartier.com