Музей Виктории и Альберта: 60 лет гламура

В лондонском Музее Виктории и Альберта показывают бальные платья английских дизайнеров за последние 60 лет


Выставка Ballgowns: British Glamour Since 1950 занимает два этажа, и на примере 60 платьев можно проследить, как эволюционировало английское представление о гламуре и бальном дресс-коде за последние 60 лет.

Первый этаж — английская классика. Этот стиль начал складываться в 1953 году, когда Норман Хартнелл, которого газеты тех лет называли первым британским кутюрье, закончил работу над нарядом для коронации Елизаветы II — пастельным платьем-колокол с цветочными узорами. Самого этого наряда на выставке нет, но зато есть сатиновое платье Хартнелла, сшитое им для королевы-матери Елизаветы, с будто случайно «разбросанными» по юбке бисерными цветами, а также работы других английских дизайнеров, на которых его стиль повлиял. Например, вечерний наряд, похожий на сарафан в цветочек, от Worth London.

«Мы никогда не стремились подражать французскому гламуру, с его изощренностью и перфекционизмом — доскональной проработанностью каждой детали туалета, — рассказала “Пятнице” куратор выставки Ориел Каллен. — Британский гламур — это простота, трогательность, иногда романтическая небрежность». Например, как в фисташковом шелковом платье Матильды Этчес с юбкой в складку и асимметричным плечом (1955). Просто и сдержанно выглядит и Elvis Dress, которое Катрин Уокер сшила для принцессы Дианы. В 1989 году Диана надела его по случаю официального визита в Гонконг и потом носила часто, так что этот комплект стал ее «визитной карточкой». Но на самом деле простота наряда кажущаяся: прямое шелковое платье с пиджаком-болеро (отсюда и название «платье Элвиса») сверху донизу усеяно тысячами жемчужин. Идея романтичнеской избыточности, о которой говорит Каллен, хорошо видна в работе Виктора Эдельштейна (модельер, шивший, в частности, для леди Дианы и работавший одно время в Dior). Речь об узком платье с отрытой спиной и громадным черно-красным бантом сзади.

Интерьер залов первого этажа выдержан в ретроключе: старомодные комоды и зеркала, а экспонаты находятся за стеклом, в украшенных затейливыми обоями комнатах-витринах. Но стоит подняться на второй этаж, в мезонин, как сразу оказываешься будто на другой выставке: в залах, оформленных в духе шебби-шик (популярный в современном английском дизайне стиль, подразумевающий соединение в интерьере современных элементов и винтажа), тут и там расставлены декоративные шары, а в центре, на полу, лежит (будто упала) огромная люстра ар-деко. На стенах по всей высоте — мерцающие цифровые проекции фотографий платьев. Манекены с платьями современных британских дизайнеров стоят на невысоких пьедесталах, под стеклянными колпаками не спрятаны.

Взамен простоты английские модельеры XXI века предлагают иронию. «В основе современного британского гламура идея subversion — низвержения, снижения стиля», — объяснила «Пятнице» второй куратор выставки Сонет Стэнфилл. Эта идея зародилась в 80-е годы прошлого столетия, и ее главные представители — Вивьен Вествуд, Александр Маккуин и Джон Гальяно. Один из основных при знаков «низвержения» — использование нестандартных для бальных нарядов материалов. Таково платье Александра Маккуина из взъерошенных перьев. В прошлом году на глазах у прохожих светская львица Дафна Гиннесс переодевалась в него, стоя в витрине универмага Barneys, а потом прямо из магазина отправилась на бал в музее Метрополитен (ежегодно проводимый Институтом костюма музея бал — одно из главных событий, на котором фиксируются «бальные» тенденции). Здесь же на втором этаже можно увидеть платье Ацуко Кудо. Может показаться, что оно из кружева, но на самом деле — из латекса, с кружевным принтом. Еще пример — наряд от Christopher Kane из кожи, алюминия и пластика. (В этом платье в начале мая молодая американская актриса Шайлин Вудли пришла на очередной бал в музее Метрополитен.)

«Современный британский дизайн по сравнению с французским или итальянским более дерзкий, мы не боимся смешения стилей, склонны к рискованным экспериментам», — рассказал «Пятнице» дизайнер Николас Оуквелл. Его работа тоже есть на выставке: платье с вышивкой в виде звезд — классическое по силуэту, напоминающему о моделях-колокол 1950-х годов, но совсем не классическое по дизайну (наслоение тканей различных фактур и цветов, рваный крой).

Кураторы выставки также обращают внимание на то, что в последние годы бальный наряд становится более повседневным, «носибельным». Сложно представить, чтобы полвека назад кто-то вышел в свет в прямом малиновом макси-платье из шерсти букле (Osman, осень-зима 2011). «Тенденцию упрощения принимают даже в королевской семье. Наряды монарших особ сегодня намного скромнее, чем те же 60 лет назад», — добавляет Сонет Стэнфилл.

Наташа Тополь

Ведомости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе