Сегодня, 3 июня 2024 года, исполнилось 120 лет со дня рождения Надежды Сергеевны Надеждиной (1904 – 1979). Все знают ее как выдающуюся балетную танцовщицу, балетмейстера, хореографа и педагога, а главное – как основателя Государственного академического хореографического ансамбля "Берёзка", созданного в 1948 году и продолжающего триумфальное шествие по сценам всего мира до сего дня. С 2000 года ансамбль носит имя своей основательницы Надежды Надеждиной. Но не все факты биографии Надежды Сергеевны настолько на слуху…
Надежда Сергеевна Надеждина от рождения носила фамилию Бруштейн. Она родилась в столице Виленской губернии Российской империи Вильне (нынешний Вильнюс). Первый "документ" Надеждиной, запись о рождении, сделана на двух языках, иврите и русском, 20 числа месяца Сиван в "Книге для записи родившихся евреев на 1904 год" в канцелярии городского раввина Вильны. Почему-то на памятнике Надеждиной на Новодевичьем кладбище указан другой год рождения: 1908. Возможно, её случай подобен "авторской корректировке" биографии Вероники Тушновой.
Могила Надеждиной на Новодевичьем кладбище Москвы.
Фото: Commons.wikimedia.org/ SerSem
Надежда была выходцем из непростой семьи. Её отец Сергей Александрович Бруштейн – один из основоположников советской физиотерапии. Дед по матери – врач, писатель, общественный и политический деятель, министр по еврейским делам Литовской республики Яков Эхелевич Выгодский. Он был казнен фашистами при оккупации Вильны в 1941 году. А мама блистательной танцовщицы – не менее блестящая служительница другой музы. Это не кто иная, как писательница Александра Яковлевна Бруштейн (1884—1968), классик советской детской литературы. Александра Бруштейн написала более 60 пьес для детей и юношества и ряд авторских пересказов зарубежной классики: "Дон Кихота", "Хижины дяди Тома", "Жестокого мира" Чарльза Диккенса и пр. , книг"Цветы Шлиссельбурга", "Вечерние огни". Но самая прославленная вещь Александры Яковлевны – автобиографическая трилогия, написанная на рубеже 1950-1960-х годов и известная под общим заглавием "Дорога уходит в даль…". В неё вошли три романа: "Дорога уходит в даль…", "В рассветный час" и "Весна" (проливавшая свет на видение "дела Дрейфуса" российской еврейской интеллигенцией). Потому я позволила себе в названии этой статьи скаламбурить, объединив основные дела жизни матери и дочери.
Александра Бруштейн и ее главные книги.
Фото: vokrugknig.blogspot.com
Танцы девочка полюбила с детства. Они семьей ездили на родину отца в Пермскую губернию, и там Надя не только насмотрелась на пляски и хороводы по-над Камой, но порой и танцевала вместе с крестьянами. Вернувшись домой, воспроизводила движения по памяти. Но все же по настоянию родных Надежда предпринимала попытки получения "нормального" образования. В 1921 году она окончила Выборгское коммерческое училище, незадолго до того ставшее 157-й петроградской трудовой школой. А параллельно с 1918 по 1924 годы девушка училась во Второй государственной балетной школе в Петрограде у Агриппины Вагановой, Николая Легата, Александра Монахова.
Поступление Нади в балетную школу стоило ей размолвки с мамой. Александра Бруштейн верила, что ее дочь сможет сделать карьеру лучше, нежели артистическая. Это она заставила Надежду получить кормящую профессию. Но вышло так, что профессией для её дочери стали именно танцы. На первом же экзаменационном показе Надежде предложили работу в Большом театре. Она оказалась самой молодой артисткой легендарной труппы и танцевала в ней 9 лет. Ей доставались сольные и характерные партии: танцы народов мира и образы в балетах "Лебединое озеро", "Баядерка, "Дон Кихот", "Раймонда". Уже тогда Надежда появлялась на сцене с косой, короной уложенной вокруг головы. С 1931 года Надежда Сергеевна одновременно стала выступать на эстраде. Это пригодилось, так как в 1934 году молодая актриса, завоевавшая популярность у зрителя, внезапно ушла из Большого театра.
Этот факт настолько удивителен, что ему находят самые причудливые объяснения. В наши дни по интернету разошлась версия, будто бы Надежда имела роман с наркомом просвещения Луначарским и даже в середине 1920-х родила от этой связи дочь, которую не растила, так как ей соврали, будто ребенок умер при родах… Анатолий Васильевич скончался "под занавес" 1933 года в поезде в Ментоне, когда направлялся в Испанию советским полпредом. Вскоре после этого Надежда ушла со знаменитой сцены. Должно быть, кто-то пустил слух, что, якобы, Надежда Сергеевна находилась под покровительством наркомпроса и вынуждена была покинуть театр после его смерти.
Личной жизни у Надежды Надеждиной, можно сказать, не было. В молодости она несколько лет была замужем за художником Владимиром Лебедевым. В середине 1930-х семья распалась. Детей супруги на свет не произвели. В еще одном послевоенном браке балетмейстера детей тоже не было. Судьба Надеждиной та, о которой говорят "замужем была за работой". Такой же самоотверженности она требовала от артисток "своего" хореографического ансамбля. Известно, что танцовщицам "Березки" запрещалось беременеть. Или танцы – или семья. Для самой Надежды Сергеевны семьей стали ученики. Наверное, ближайшей из них была Мира Кольцова (Мириам Равичер), которой Надеждина передала под управление ансамбль. Мира Кольцова ушла от нас совсем недавно: летом 2022 года.
Репетиция ансамбля "Березка".
Фото: "АиФ".
Когда Надеждина сменила фамилию, доподлинно неизвестно. Но при создании "Березки" она выступала уже под звучным псевдонимом. Возможно, она приняла его во время кампании по борьбе с космополитизмом, развернувшейся в конце 1940-х годов. На том, чтобы Мира Кольцова отказалась от родовой фамилии, настояла также Надежда Сергеевна.
Итак, Надежда Сергеевна с середины 1930-х ставила собственные номера. В 1941 году начала работу балетмейстером в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта — ставила танцы во фронтовых и агитбригадах, с которыми лично выезжала в действующую армию. С 1943 года она являлась балетмейстером. В 1946—1948 годах Надеждина была художественным руководителем балетного отделения "Мосэстрады" и в те же годы возглавляла Русский народный хор Калининской филармонии (теперь Калинин носит исконное имя Тверь). Именно тогда она стала собирать и изучать фольклор северных областей России, который так ярко был преобразован в танцы ансамбля "Березка".
С рождением "Березки" связывают красивое предание. Однажды Надежда Надеждина хореограф увидела старинную литографию: хоровод девушек с берёзовыми веточками, возможно, на Троицу. Она попробовала повторить эту композицию в современных реалиях. Поставила танец с "плывущим" шагом сперва для калининских колхозниц, участниц фестиваля сельских народных талантов в 1948 году. Они водили хоровод под песню "Во поле берёзонька стояла…" Номер заметили, автора попросили повторить его с профессиональными танцовщицами. Танцевальный номер был вписан в программу концерта с участием таких звезд, как Клавдия Шульженко. И хоровод плывущих танцовщиц с березовыми веточками в руках произвел больший ажиотаж, чем выступления всех прочих любимцев публики. Так был найден удачнейший имидж – как мы бы сегодня сказали – танцевального коллектива.
За свои достижения на ниве искусства Надежда Надеждина была удостоена Сталинской премии третьей степени в 1950 году, звания Народной артистки СССР в 1966 году, звания Героя Социалистического Труда в 1978 году. Но, наверное, почетнее всех этих регалий была для Надежды Сергеевны любовь зрителей разных континентов – ведь очень скоро "Березка" стала "выездным" ансамблем и показывала советское танцевальное искусство во многих странах мира – и уважение собственных воспитанниц. Народная артистка СССР Мира Кольцова говорила: "Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Сергеевну Надеждину. Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр — танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие — гениальные композиции и танцы".
Артисты Государственного академического хореографического ансамбля "Берёзка" и Надежда Надеждина. 1957 г.
Фото: РИА Новости/ Давид Шоломович
Действительно, "Берёзка" оказалась открытием нового стиля в современной хореографии, основанного на образном строе народной фантазии. Натуру и характер русского народа раскрывали такие танцевальные композиции Надеждиной, как "Тройка", "Карусель", "Прялица", "Узоры", "Сибирская сюита", "Лебёдушка", "Берёзка", "На осенней ярмарке", "Заре навстречу", "Большой казачий пляс", "Северное сияние", "Северный старинный хоровод", "Воротца", "Топотуха". Одной из последних постановок хореографа был танцевальный триптих "Русский фарфор".
Кроме Миры Кольцовой, Надежда Сергеевна выпестовала плеяду ярких танцовщиков, среди которых были солисты ансамбля: Д. С. Агафонова, Т. Д. Лукьянова, Н. Г. Рябова, Л. Ф. Трынова, К. П. Романова, В. В. Суворова, Г. Петрова. Помимо всего прочего, она не зарыла секреты созданной ею культуры танца "в землю", а передала их будущим поколениям в книге "Русские танцы: описание танцев из репертуара ансамбля "Березка", впервые вышедшей в 1951 году.
К сожалению, земная жизнь Надежды Сергеевны оказалась не слишком долгой. Она умерла 11 октября 1979 года в Москве, в возрасте 75 лет. Но – тут не стоит бояться трюизма – дело Надеждиной бессмертно. В её танце скрыта душа народа. А душу никто не способен погубить.