Остаться в сердце зрителя

Режиссер Дмитрий Астрахан — о том, как Андрей Панин работал в театре и кино.
Фото: ТАСС/Сергей Карпов


Сегодня исполнилось бы 55 лет талантливейшему человеку, заслуженному артисту России Андрею Панину. Его уже несколько лет нет с нами, но в моей памяти он продолжает жить.

Мое общение с Андреем началось с немного странного знакомства. Причем не в творческой обстановке, как это обычно бывает, а прямо у меня дома. Я тогда снимал кино, после смены к нам в гости пришла одна известная актриса с двумя друзьями-актерами. Они отыграли премьеру и были слегка навеселе. Мы сели за стол, стали общаться. Оказалось, что один из парней — Андрей Панин — тогда еще молодой и никому не известный.

Во время беседы мы как-то незаметно переключились на разговор о профессии, и я был, откровенно говоря, потрясен его глубоким пониманием ремесла. Когда гости ушли, я сказал жене: «Большой артист!» Лена удивилась: мол, чем он тебе понравился? Маленький, какой-то невзрачный… Я ответил: «Поверь, мы еще о нем услышим». Впоследствии жена часто вспоминала эту историю.

В Андрее от природы был заложен дар большого артиста. Его особое интуитивное понимание профессии — это тоже талант. Позже я увидел его блистательные киноработы. Было видно, что это глубокий, тонкий, разнообразный актер. Несмотря на, казалось бы, немного заштатную внешность, он внутренне был настолько мудрым и мощным, что это просто поражало.

Следующая наша встреча произошла уже во время совместной работы над спектаклем «Семейная идиллия», поставленным в «Антрепризе Александра Абдулова». Андрей играл одну из центральных ролей, которую, на мой взгляд, сделал просто великолепно. Здесь я уже получил профессиональное удовольствие от встречи с большим мастером. Всегда приятно трудиться с человеком, который умеет интересно сделать роль. Во время репетиций Андрей что-то придумывал, предлагал, внимательно слушал замечания. А потом он играл совершенно поразительно. Половину спектакля в зале стоял гомерический хохот, а в конце зрители обливались слезами. Трудился он просто самозабвенно.

Я его, увы, не снимал в кино как кинорежиссер. Но однажды столкнулся с ним на съемочной площадке в картине «Высоцкий. Спасибо, что живой» в качестве актера. Нас вместе пробовали. Меня сначала на роль Леонидова, а Андрея — на мою, которую я в итоге сыграл. На пробах режиссер нас попросил поменяться ролями, и всё встало на свои места. Мы разыграли одну сцену по тексту. Я Андрею говорю: давай усилим конфликт, сыграем так, будто-то наши герои бьются за деньги. Не дослушивают друг друга, каждый гнет свою линию. То есть немного импровизационно, но при этом сохраняя суть сцены. С Андреем это было делать просто восхитительно. Группа просто валялась от хохота, наблюдая за его работой. Он был страстный, легко подхватывал партнера и всегда был готов импровизировать.

Андрей неистово работал на благо фильма или спектакля. Для партнеров это всегда была радость. Когда я, как артист, снимался в «Высоцком», наиболее правильные советы давал мне именно Андрей. Чувствовалось, что его тянет к режиссуре. С ним было очень приятно, легко, он был человеком с отличным юмором.

Его ранний уход из жизни — большая потеря для нас, кинематографистов, его друзей, зрителей. В своем поколении он был одной из самых ярких звезд. Не в плане известности, а в плане многозначительности. Он мог сыграть всё что угодно: трагедию, комедию, драму, фарс…

Он создал прекрасный характер в сериале «Бригада». Хотя я бы не стал выделять его отдельные роли, потому что он был хорош в каждой из них. Фильм мог получиться прекрасным или посредственным, но Андрей Панин в любом случае был блистательным. Он из тех артистов, которым дай хоть большую, хоть маленькую роль — всё равно сыграют замечательно. Да просто выпусти на сцену без слов, и в такой работе — глаз не оторвать. Для меня это признак большого артиста. Андрей не позволяет себе уйти из кадра незамеченным. Он делает всё, чтобы мы его потом вспоминали. Он осознает суть профессии — остаться в сердце зрителя. Вот говорю «осознает», а ведь надо в прошедшем времени… Порой не верится, что он ушел от нас.


Автор — режиссер театра и кино, заслуженный деятель искусств

Автор
Дмитрий Астрахан
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе