«Плюнуть, послать, уесть, оскорбить — вот главный тренд сезона»

Максим Галкин — о поколении Twitter, политической сатире и невозможности отпраздновать день рождения на ТВ.

На летний период известный шоумен и телеведущий взял творческий таум-аут, отказался от всех деловых поездок, оставив в качестве отдушины лишь съемки в программе «Рассмеши комика» на России 1. Накануне дня рождения Максим Галкин рассказал корреспонденту «Известий» Анастасии Ниточкиной об отсутствии телевизионных амбиций.

— Вы упорно продолжаете играть по телевизору на деньги.

— Не на свои же деньги. Но мне в принципе нравится игровой формат. Плохо ли? Атмосфера хорошая, тебя смешат. Порой, правда, гложет мысль, что могу разорить канал — иногда очень смешные участники попадаются, трудно сдержаться (каждый участник шоу «Рассмеши комика» может выиграть 1 млн рублей — «Известия»).

— Смущает фриковатость некоторых персонажей.

— Формат такой. Но появляются и вполне достойные игроки. Был недавно отличный рубаха-парень из Брянска с легкой безумностью во взгляде и поведении. Неважно, что он делал, но как только появлялся, я хохотал как безумный. Он, кстати, выиграл миллион. Эта программа скоро выйдет в эфир. А откровенных фриков у нас нет — это уже задача редакторов.

— Пару лет назад вы сказали, что настоящей отдушиной на телевидении для вас могла бы стать просветительская программа для полуночников, где вы вели бы умные беседы с учеными.

— У меня и сейчас есть такое желание, но пока канал не выступал с такой инициативой.

— При вашем статусе вы можете пальцами щелкнуть, и тут же из-под земли возникнут исполнители с почтительным: «Чего изволите-с?»

— Так не бывает. Вернее, у нас в стране только с одним человеком такое может случиться — и мы все знаем, с кем. Все остальные зависимы по определению.

— Лукавите.

— Лишь отчасти. Если говорить, например, о формате Late night show (вечернего развлекательного шоу на злобу дня с приглашенными звездами — «Известия»), то, с одной стороны, у нас в стране нет обоймы гостей, которые удивили бы нашу телеаудиторию, перекормленную спецпроектами с участием звезд, а с другой — хочется быть актуальным и свободным в юморе, но я-то про политику с удовольствием пошучу, а вот осмелятся ли это показать, не уверен.

Что касается бесед с учеными… Мы дожили до того, что это не модно. Сейчас мода на стеб, на прикол. Говорить серьезно — не модно; больше того, серьезность воспринимается многими молодыми как дебилизм и тупость, как ни странно. Лет за 15 выросло поколение совершенных нигилистов, которые не хотят видеть и не видят ничего хорошего ни в настоящем, ни в том, что делали предыдущие поколения. Градус интеллекта упал. Серьезность содержания противоречит клиповости сознания и совершенно не воспринимается.

Это поколение Twitter — 140 знаков и баста! Если перевести на язык Интернета, то ЖЖ и Facebook — мамонты по отношению к поколению Twitter. Я не хочу превращаться в брюзгу и спокойно смотрю на происходящее. У каждого должна быть своя жвачка, у кого-то с мятным вкусом, у кого-то с арбузным. Зачем навязывать глубину тем, кто ею может подавиться?

— Клиповость сознания не мы придумали, американцы.

— Да. Но Америка исторически в более выгодном положении. Они давно прошли тот трудный этап, на котором сейчас находимся мы. Они не до конца, но все же смирились с многонациональностью своей страны, приучились к терпимости и сумели построить систему, которая воспитывает в людях уважение к человеку. У них есть детское восхищение любой знаменитостью. Если человек чего-то достиг, его надо уважать. Это у них в крови. Мы только этому учимся. У страны было не так много времени. Нашему молодому обществу приходится экстерном сдавать экзамен на человечность. И пока часто побеждает агрессия. Плюнуть, послать, уесть, оскорбить — вот главный тренд сезона. Чем дальше послал — тем лучше. Послал известного человека — ощутил, что вроде как приблизился к нему, наполнил свою жизнь новыми красками.

— Вы сейчас про шоу-бизнес?

— Шоу-бизнес — маленькое озерцо, которое повторяет волнение большого океана. Я внутренне, вслед за Евтушенко, всех людей делю на «гасильники» и «светильники». Мы, к сожалению, переживаем явно не Ренессанс — созидатели никому не нужны. Сейчас время разрушителей — разрушителей инакомыслия, ценностей, традиций. Это касается и политики, и шоу-бизнеса, и телевидения — всего.

— Сегодняшняя ситуация в стране — просто мекка для политической сатиры.

— О чем вы? Тут полная стагнация. С точки зрения персоналий мы находимся в том же политическом пространстве, в каком находились 10 лет назад. Никакой «движухи», выражаясь молодежным языком. Сколько можно изображать Жириновского и Путина? А повторяться я не люблю, в моих концертах политический блок становится все меньше. А оппозиция не настолько весела и известна, чтобы про них шутить. Политическая ситуация сейчас напоминает очень мутную воду. Не хотелось бы быть голосом толпы, надо стремиться к тому, чтобы быть голосом народа. Юморист вообще-то должен сохранять нейтралитет и вовсе не обязан примыкать к какому-то лагерю.

— А как же гражданская позиция?

— Она у меня есть. Я прекрасно понимаю: тем, что имею, я обязан исключительно демократическим реформам в стране. Так что я всегда голосую за демократов в том или ином виде. Сейчас мне нравится позиция и программа Прохорова.

— Бог с ней, с политикой. Лучше скажите, на чьей вы стороне в споре Тимати и Киркорова?

— Даже не хочу говорить об этом. Неужели вам это интересно?

— Обществу интересно, Сеть нагревается от обсуждений.

— Это не обществу интересно, а Twitter-анклаву. Раньше бабки на скамейках во дворах сплетни обсуждали, теперь в Twitter все интересуются, кто кого дальше на три буквы послал, и радуются любому поводу для обсуждения. Я даже не могу реагировать на такую ерунду. Тоже мне, конфликт нашли. Сегодня ругаются, завтра помирятся — целоваться будут при встрече.

— У ТВ-обозревателей есть традиционная забава — ближе к выходным искать в телеанонсах на НТВ очередные сплетни про вашу семью: Пугачева и Галкин глазами одной свиты, другой. С другой стороны — это единственный канал,где вы с Аллой Борисовной согласились поучаствовать в якобы прямом эфире. Дружба с каналом — налицо.

— Так мы думали: честно ответим на все вопросы — места для сплетен не останется. Ни черта! Иногда придумывают что-то несусветное на пустом месте.

— Например, покушение на вас на сочинском «Кинотавре» 10-летней давности.

— Ничего такого я просто я не помню. Тут два варианта. Либо телохранители сработали так филигранно, что мы ничего не заметили, и от нас все скрыли. Что вряд ли. Либо уже придумали все задним числом.

— Некоторые ведь действительно уверены, что вы платите каналу, чтоб вас не забывали.

— Мы бы с удовольствием заплатили, чтобы нас оставили в покое. Но у нас денег таких нет, чтоб удовлетворить столь крупный холдинг. Бред сумасшедшего. Хотя умом я телевизионщиков понимаю — пока упоминание наших фамилий дает рейтинг, нас в покое не оставят. И я постоянно должен держать в уме, что помимо передач на «России 1», которые веду, два раза в неделю появляюсь в формате «про мою жизнь» и на НТВ. Перебор получается. Из-за этого отказываюсь от каких-то других любопытных предложений. Даже с днем рождения не могу нигде засветиться.

— Если исключить желто-развлекательный формат, к Познеру надо.

— Я бы с удовольствием, потому что Владимир Владимирович мне интересен, но это вовсе не значит, что я интересен ему.

— Если уж о Познере речь зашла, должна сказать, что при всей моей любви к нему, его интервью с Аллой Борисовной мне не понравилось. Не удалось ему к ней пробиться.

— Познер — бесспорный мастер своего дела. Но у него хуже получаются беседы с людьми, которые ему симпатичны. И с Аллой Владимир Владимирович не смог быть жестким, видно было, что он ее обожает. Она уж сама пыталась как-то ужесточить разговор. Издержки человеческих привязанностей. Помните, позже в программе «Вечерний Ургант» Познер с благостной улыбкой сказал, что Ване тоже не смог задать ни одного пакостного вопроса, хотя вроде немало накопилось.

— Мне понравилась беседа Ксении Собчак с Пугачевой.

— Ну что вы! Ксюша гораздо лучше сама дает интервью, нежели берет их.

— Но она избежала звездного влияния.

— Ксения слушает только себя и ждет от собеседника только то, что хочет услышать. Из-за чего визави закрывается и начинает отбиваться. А это малоинтересно.

— В этом смысле Малахов в своей программе «Пусть говорят» очень вырос. Он раньше тоже не умел слушать собеседника.

— А теперь он абсолютно на своем месте. У него подвижная психика, он легко существует на одной эмоциональной волне с безумием, которое часто присутствует в его программе. Мишу бы Зеленского к нему на стажировку устроить, чтоб немного расшатать нервную систему. Флегматичность и спокойствие такому формату противопоказаны. Недаром так популярна Опра Уинфри, которая готова не только исподнее своих гостей исследовать, но и свое показать.

— Вы передачу «Вечерний Ургант» смотрите?

— Смотрю. Ваня — кумир своего поколения. Аудитория живо откликается на его умение импровизировать и хорошую реакцию. Что-то вы втянули меня в обсуждение коллег...

— Так мы ни про кого дурного слова не сказали. А появляются новые имена в жанре сатиры и юмора? Такое ощущение, что все продолжает вариться в собственном соку.

— Новые имена появляются. В рамках Comedy Club появился дуэт имени Чехова. Они, кстати, и политической сатирой занимаются. Для аудитории постарше — Игорь Маменко. Он очень смешно травит анекдоты и рассказывает байки о теще. Собирает залы. Но их аудитории не пересекаются.

— Чем будете летом заниматься?

— В Юрмалу на «Новую волну» мы не поедем. Выступать на югах в жару — тоже не комфортно. Так что устрою себе каникулы. Займусь хозяйством.

— Трудно представить вас с дрелью в руках.

— Почему? Сегодня, например, собственноручно отрегулировал осушители в бассейне. Да и не обязательно самому все делать. Помните Пушкина: «Выходит барин на крыльцо, / Все, подбочась, обозревает, / Его довольное лицо / Приятной важностью сияет». Побуду барином. А на октябрь уже 25 концертов запланировано.

Анастасия Ниточкина

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе